Содержание
АБС — это вспомогательная система автомобиля, которая позволяет сохранить управляемость во время экстренного торможения. Впервые такая технология была применена конструкторами концерна Daimler-Benz, и уже в 70-е годы доказала свою эффективность по снижению числа аварий на дорогах. Водители авто, оснащённых ABS, получают возможность объехать препятствие при резком нажатии на педаль тормоза. Из этой статьи вы узнаете принцип работы антиблокировочной системы и получите ответы на самые распространённые вопросы об этой технологии.
Что такое тормозная антиблокировочная система?
Тормозная антиблокировочная система — это комплекс устройств, которые предотвращают полную блокировку колёс и не допускают их проскальзывания при торможении. Если это необходимо, система с высокой частотой ослабляет и возвращает тормозное усилие, сокращая тормозной путь и не позволяя автомобилю уйти в занос. Этот процесс продолжается непрерывно до тех пор, пока колёса не вернут лёгкость качения, водитель не отпустит педаль тормоза или автомобиль не остановится. Не допуская блокировки колёс, АБС выполняет несколько основных функций:
- Обеспечивает управляемость автомобилем при интенсивном торможении.
- Сохраняет устойчивость авто во время торможения на прямом участке или неоднородном покрытии.
- Значительно сокращает тормозной путь на ровных асфальтовых дорогах.
Как устроена АБС
Все элементы, из которых состоит АБС, делятся на несколько типов. Они работают в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому важно, чтобы каждая часть системы была работоспособной и исправно выполняла свои функции. В обобщённом виде АБС автомобиля состоит из следующих частей:
- Датчики скорости. Эти устройства работают по принципу индукционной катушки и служат для определения угловой скорости колеса. Информацию об ускорениях и торможениях они постоянно передают в электронный блок управления.
- ЭБУ. Электронный блок управления координирует работу всей системы АБС. Обрабатывая полученные от датчиков данные, он точно определяет момент начала блокировки колеса и передаёт необходимые импульсы гидравлическому блоку.
- Гидравлический блок. Представляет собой модулятор с клапанами, интегрированными в тормозную систему автомобиля. Получая команды от ЭБУ, эти клапаны сокращают и возобновляют подачу тормозной жидкости в момент начала проскальзывания колеса.
ABS делятся на 4 вида по количеству установленных датчиков и степени взаимодействия с тормозной системой. Основные виды АБС в порядке возрастания эффективности:
- Одноканальные — имеют 2 датчика на задней оси с одним общим модулятором.
- Двухканальные — имеют 4 датчика скорости и по одному модулятору на каждой оси автомобиля.
- Трёхканальные — 4 датчика угловой скорости обеспечивают работу 2 модуляторов на передних колёсах и 1 модулятора на заднем мосту.
- Четырёхканальные — имеют 4 датчика скорости и индивидуальные модуляторы для каждого колеса.
Как работает АБС
Чтобы понять, как работает АБС, необходимо сначала разобраться в том, что происходит с прямо катящимся колесом. Оно имеет скорость вращательного движения (вокруг своей оси) и скорость поступательного движения (вперёд вместе с автомобилем), направленные в разные стороны. При свободном качении они уравнивают друг друга, образуя нулевую результирующую скорость в пятне контакта и способствуя стабильному сцеплению с дорогой.
Если при прохождении поворота все 4 колеса продолжают катиться, направление поступательной скорости меняется вслед за направлением движения. Когда колёса заблокированы, они прекращают вращение. Остаётся лишь поступательная скорость, которая приводит к проскальзыванию. Колёса по инерции тащат автомобиль по прямой, не давая возможности уйти от столкновения.
АБС с помощью датчика скорости фиксирует блокировку колеса, после чего модулятор начинает попеременно отпускать и прижимать тормозной суппорт. Прерывистое качение позволяет изменить направление движения автомобиля, при этом снижая его скорость. Благодаря этому водитель при экстренном нажатии на педаль тормоза сохраняет контроль над автомобилем и может продолжать маневрирование.
АБС эффективна или нет?
С момента появления АБС не утихают споры о её эффективности. Главный аргумент против использования системы — более длинный тормозной путь. Противники технологии говорят о том, что у вращающихся колёс снижается коэффициент трения, влияющий на скорость остановки автомобиля. Однако исследования показывают обратную ситуацию, и автомобили, оснащённые ABS, останавливаются быстрее, чем при её отсутствии.
В идеальных условиях коэффициент трения катящегося колеса стремится к нулю. Соответственно, полностью заблокированное колесо должно иметь максимальное значение коэффициента трения при скольжении. Но учитывая свойства резиновой смеси и строение протектора, автомобильные шины достигают максимального коэффициента трения при степени проскальзывания всего 12%. Именно такие условия создаёт система АБС, сокращая тормозной путь.
Однако важно отметить, что данные вычисления справедливы лишь для ровной и твёрдой поверхности. На грунте, песке, снеге или другом нестабильном покрытии заблокированное колесо начинает закапываться, создавая тем самым дополнительный блокирующий движение слой. Вращающиеся же колёса будут меньше сопротивляться движению, увеличивая тормозной путь. Также ABS часто создаёт проблемы льду, не прекращая скольжение, а лишь дополнительно усиливая его.
Итоги
Учитывая тенденции современного дорожного движения, АБС является незаменимым помощником водителю в экстренной ситуации. Наиболее ощутимую пользу она приносит, когда работает в комплексе с системами распределения тормозных усилий (EBD) и курсовой стабилизации (ESP). Сегодня производители стремятся оснастить свои автомобили хотя бы самой простой системой ABS для повышения их безопасности, а во многих странах её установка является обязательным условием. Однако важно помнить, что АБС не предотвращает аварии сама по себе, а лишь даёт водителю дополнительную возможность избежать их.
Вопрос-ответ