Содержание
Аквапланирование — эффект, который возникает на мокром асфальте и провоцирует множество аварий ежегодно. Машина въезжает в лужу на высокой скорости и теряет сцепление с дорогой, начиная планировать по поверхности воды. Это явление опаснее, чем занос на льду, так как шина полностью теряет контакт с твёрдой поверхностью, и автомобиль становится неуправляемым.
Поведения автомобиля при аквапланировании
Аквапланирование происходит, когда каналы протектора не справляются с большим количеством воды и не успевают отводить её в сторону от пятна контакта. Сила трения становится минимальной, отчего колёса начинают скользить по водной плёнке. Машина теряет управляемость всего на несколько секунд, но неправильные действия водителя приводят к заносу или выезду на встречную полосу.
Что делать при аквапланировании
Гидропланирование чаще всего случается внезапно. Руль становится легче, а автомобиль начинает непроизвольно смещаться. Во время сильного дождя видимость сильно ограничена, поэтому самое главное не поддаваться панике и действовать чётко:
- Держите руль крепко, сохраняя колёса в прямом направлении. Ни в коем случае не совершайте резких манёвров.
- Плавно отпустите ногу с педали газа и дождитесь возобновления контакта с дорогой. Не тормозите — это только ускорит смещение и приведёт к заносу.
- После выхода из аквапланирования постепенно снизьте скорость.
- Просушите тормозные механизмы, несколько раз кратковременно нажав на педаль тормоза. Если есть возможность, припаркуйтесь и переждите ливень.
Как предотвратить аквапланирование
Аквапланирование возникает с большей вероятностью, когда сочетаются несколько провоцирующих его условий:
- Толстый слой воды на асфальте.
- Неровная дорога.
- Высокая скорость движения.
- Недостаточное давление и высокая степень износа покрышек.
Самый простой и очевидный способ избежать гидропланирования — не ездить во время сильного или продолжительного дождя. Отложите поездку на другое время или воспользуйтесь общественным транспортом. Если такой возможности нет, соблюдайте меры предосторожности.
Чаще всего автомобиль начинает скользить, попадая колёсами в колею. Чтобы сохранять сцепление, держитесь левее или правее углублений. При выборе маршрута избегайте неровных участков и низменностей — вода скапливается на них быстрее.
Соблюдайте скоростной режим. Чем быстрее вы едете, тем меньше времени остаётся, чтобы бороздки протектора отвели жидкость от пятна контакта. Для снижения рисков не разгоняйтесь быстрее 60–80 км/ч в дождливую погоду.
Перед поездкой в ливень проверьте уровень давления в шинах и подкачайте их, если это необходимо. Даже незначительно спущенное колесо хуже сцепляется с мокрым дорожным полотном и начинает проскальзывать. К такому же эффекту приводят и стёртые покрышки, поэтому важно следить за состоянием резины.
Как производители защищают шины от аквапланирования
Аквапланирование помогает предотвратить сама конструкция покрышки. Крупные производители шин постоянно модернизируют форму рисунка протектора, чтобы вода не задерживалась в контактной зоне.
На качество сцепления влияет также глубина каналов. Глубокие канавки вмещают больше воды, не позволяя ей проникать между поверхностью дороги и пятном контакта. Разнонаправленные ламели также помогают сохранять устойчивость.
Как дождевые шины помогают предотвратить аквапланирование
Дождевые шины долгое время использовались на гоночных автомобилях и не выходили в массовое производство. С повышением средней скорости движения проблема аквапланирования становилась острее. Для её решения в 90-х была выпущена первая дождевая модель — Goodyear Aquatred.
Сейчас дождевые шины распространены на рынке. От обычной летней резины их отличает:
- Химический состав для плотного сцепления.
- Более глубокие каналы отвода.
- Уникальный рисунок протектора.
- Низкий профиль.
Итоги
Аквапланирование — один из самых опасных эффектов, возникающих при вождении. Чтобы избежать его, соблюдайте скоростной режим, проверяйте износ и давление в шинах и следите за технической исправностью автомобиля. Для максимального снижения риска используйте специальную дождевую резину.