Бескамерные шины являются наиболее распространённым типом автомобильной резины. Как следует из названия, они не имеют камеры — герметичной внутренней прослойки, накачанной воздухом. При её отсутствии потерю внутреннего давления обеспечивает сама покрышка, состоящая из следующих элементов:
- Протектор. Внешняя часть из специальной резиновой смеси непосредственно контактирует с дорогой. Она изготавливается из специальной резиновой смеси и имеет рельефное строение (рисунок). Протектор определяет большинство ходовых качеств шины, отвечает за устойчивость к износу и аквапланированию.
- Брекер. Промежуточное звено между протектором и каркасом представляет собой слои корда. Это прорезиненные волокна из различных материалов (металлических, текстильных, силиконовых или полимерных). Брекер в значительной степени отвечает за плавность движения, точность управления и сохранность внутренней конструкции.
- Каркас. Внутренний слой резины также состоит из нитей корда. Для его изготовления в большинстве случаев используется сталь и ряд вспомогательных синтетических материалов. Каркас принимает на себя основное давление и ударные нагрузки, обеспечивая целостность конструкции колеса.
- Боковины. Вертикальные элементы шины представляют собой прочный и эластичный резиновый слой, нанесённый поверх каркаса. Боковые стенки оказывают амортизирующее воздействие для повышения комфорта, а также защищают внутреннюю конструкцию шины от повреждения и попадания влаги. Ещё одна важная функция боковин — повышение поперечной устойчивости.
- Борта. Бортовые ленты и кольца отвечают за плотную фиксацию резины на диске и её герметизацию. Сложная форма элементов обеспечивает надёжность посадки, а вязкая структура компаунда не пропускает воздух. Также борта препятствуют растяжениям и другим деформациям.
История появления бескамерных шин
Самые ранние прототипы бескамерных шин появлялись ещё в начале XX века, однако были признаны небезопасными. А первую в истории функционирующую модель в 1947 году представил американский производитель BG Goodrich. Вскоре на изобретение был получен патент и все крупные концерны начали массово дополнять свой ассортимент бескамерной резиной. Чтобы отделить один тип от другого, шины без камеры получили специальную маркировку Tubeless или её сокращённый вариант TL.
Преимущества бескамерных шин
- Сохранение внутреннего давления при проколе. Благодаря структурным особенностям резины воздух выходит из шины медленно, исключительно в месте повреждения. Это даёт достаточно времени на то, чтобы обнаружить дефект и остановиться для замены колеса.
- Облегчённая конструкция. При отсутствии камеры шины существенно прибавляют в динамике, снимают часть нагрузки с ходовой части и меньше нагреваются при интенсивных нагрузках.
- Устойчивость к повреждениям. При движении по неровному асфальту или бездорожью камера может взорваться, что приведёт к моментальной потере контроля над автомобилем. Бескамерные шины лишены данного недостатка.
- Комфорт движения. Эластичность брекерной части и боковых стенок способствует сглаживанию дорожных неровностей, а оптимизированное расположение нитей корда снижает уровень внутреннего шума.
Итоги
Благодаря сложной многоуровневой конструкции бескамерные шины уже более 50 лет пользуются популярностью у водителей транспортных средств самых разных категорий. Камерный тип почти не используется в современной автомобильной индустрии, однако такие шины производят для велосипедов, квадроциклов, мотоциклов и другой двухколёсной техники.