Содержание
- 1Bridgestone: история
- 1.1До Bridgestone
- 1.2Основание Bridgestone и первые шины
- 1.3Выход из кризиса военного времени
- 1.4Начало мировой экспансии
- 1.5Достижение мирового лидерства
- 2Bridgestone: чей бренд?
- 3В каких странах находятся заводы Bridgestone
- 4Завод Bridgestone в России
- 5Топовые модели шин Bridgestone
- 6Логотип Bridgestone
- 7Итоги
Bridgestone — это крупнейший производитель автомобильной резины в Японии и один из самых узнаваемых и авторитетных шинных брендов во всём мире. Начиная как небольшая фабрика по производству традиционной одежды и обуви, компания прошла путь до транснациональной корпорации, входящей в топ-500 списка Forbes Global. Много лет подряд Бриджстоун лидировали в шинном сегменте рынка, но в 2018 году уступили первенство Мишлен. По итогам 2022 года оборот составил $22,2 млрд против $26,3 млрд у французского производителя.
Bridgestone выпускает шины для:
- Легковых авто, внедорожников и мотоциклов;
- Грузового и коммерческого транспорта;
- Автобусов;
- Самолётов;
- Сельскохозяйственной, строительной и другой специальной техники.
Порядка 20% от общих продаж бренда приходятся на:
- Конвейерные ленты;
- Гидравлические шланги;
- Сейсмоизоляционные устройства;
- Гусеницы для тракторов;
- Оборудование для гольфа.
Bridgestone: история
До Bridgestone
Глобальную историю компании принято отсчитывать с 1906 года, когда семнадцатилетний юноша Сёдзиро Исибаси встал во главе семейного бизнеса в Куруме — японском городе в провинции Фукуока. Главной специализацией фабрики был пошив традиционной японской обуви таби с разделённым носком. Сёдзиро пришла идея модернизировать не особенно прочные ботинки, добавив к ним резиновую подошву. Так появились дзика-таби, на долгие годы ставшие неотъемлемой частью экипировки рабочих и военных.
Основание Bridgestone и первые шины
В конце 20-х рынок автомобильных покрышек в Японии только зарождался — единственные кордовые модели в стране выпускала компания Yokohama. Используя накопленный с помощью дзика-таби капитал, Исибаси также приступил к разработке, и в 1930 году были представлены первые шины Bridgestone. Такое название было выбрано не случайно — иероглифы фамилии основателя переводятся с японского как «каменный мост».
1 марта 1931 года была основана компания Bridgestone Tire, а в 1933 завершилось строительство завода в Куруме. Несмотря на слабую техническую оснащённость и проблемы с логистикой, продукция бренда быстро распространилась по Японии, а вскоре начались и экспортные поставки в соседние азиатские страны.
Выход из кризиса военного времени
После начала Второй мировой войны всех крупных японских производителей, в том числе и Bridgestone, обязали передавать продукцию на нужды армии. Естественно, что ни о каком развитии бренда в те годы не могло быть и речи. Компания сильно пострадала от бомбардировок, потеряв штаб-квартиру в Токио и лишившись всех своих зарубежных активов. По стечению обстоятельств заводы в Куруме и Йокогаме остались нетронуты, что позволило быстро возобновить производство.
Первым шагом к выходу из кризиса стал выпуск велосипедов и покрышек для них. Основанная в 1949 году дочерняя компания Bridgestone Cycle поддерживала бизнес на плаву — за короткий промежуток времени она начала серийное производство велосипедов с двигателем и 50-кубовых мотоциклов. Немалую прибыль приносила продажа мотоциклетных шин конкурирующим между собой производителям:
- Honda;
- Yamaha;
- Suzuki.
В 50-х Бриджстоун сделали ставку на инновации, представив резину с кордом из вискозы. Однородные волокна меньше подвергались деформации и выдерживали более высокую температуру по сравнению с традиционными хлопковыми нитями. Снова достигнув хорошего уровня прибыли, компания построила новый головной офис и завод в Токио.
Начало мировой экспансии
В начале 60-х Bridgestone была реорганизована в акционерное общество с размещением акций на Токийской фондовой бирже. В соответствии с принятым руководством Планом Деминга компания провела ряд мероприятий по повышению качества продукции и контролю за соблюдением принятых стандартов. Новая концепция получила воплощение в первой радиальной модели бренда — RD-10 не имели аналогов в Японии и пользовались огромным спросом за рубежом.
Вскоре компания построила свои первые иностранные заводы, в Сингапуре и Таиланде. Однако главным событием той эпохи стало открытие торгового представительства Bridgestone Tire в США, которое вывело популярность марки на новый уровень.
В 70-х Бриджстоун зашли в высокопроизводительный сегмент рынка, представив скоростные модели Super Filler и Potenza. Новые производственные предприятия были открыты в:
- Индонезии;
- Иране;
- Тайване;
- Австралии.
Кроме того, компания завершила строительство испытательных полигонов в Куройсо и Тотиги. Это позволило оперативно определять функционал и контролировать качество опытных образцов разрабатываемых моделей.
Достижение мирового лидерства
80-е годы стали одним из самых успешных периодов в истории Bridgestone. На мероприятии, посвящённом 50-летнему юбилею фирмы, руководство озвучило цель — войти в тройку мировых шинных производителей до конца десятилетия. В рамках её реализации была создана корпорация и впервые разработан фирменный стиль бренда. Логотип, утверждённый в 1984 году, дошёл до наших дней в почти неизменном виде.
Возможность достижения успеха компания видела в диверсификации производства. Приобретённый у Firestone завод в Теннесси имел оборудование для выпуска тяжёлых радиальных шин для грузовиков и автобусов. В 1988 году Bridgestone объявила о слиянии с Firestone Tire & Rubber. Получив доступ к производственным площадкам, техническим центрам и дилерской сети в Северной, Центральной и Южной Америке, японская корпорация получила статус крупнейшего шинного производителя в мире.
В 90-х Bridgestone вошли в автоспортивный сегмент, начав производить специализированную резину для гонок:
- Formula-1;
- Indy Car Racing;
- Moto GP.
Bridgestone: чей бренд?
Права на использование бренда принадлежат Bridgestone Corporation со штаб-квартирой в Токио. Крупнейшим акционером компании является Трастовый банк Японии. При этом его доля составляет немногим более 0,01% от общего числа выпущенных акций, а 47% из них находятся в свободном обращении на бирже. Почти половину своей прибыли (более $3 млрд по итогам 2022 года) Бриджстоун получает от реализации шин в Северной Америке, а четверть продаж приходится на внутренний японский рынок.
В каких странах находятся заводы Bridgestone
Бриджстоун производит шины на 75 заводах, расположенных в 21 стране мира. Больше всего производственных предприятий бренда находятся в:
- США — 14;
- Японии — 11;
- Таиланде — 6;
- Китае — 4;
- Бразилии — 4;
- Испании — 3.
В общей сложности компании принадлежит 130 производственных площадок, которые обеспечивают:
- Подготовку сырья и материалов;
- Производство сопутствующей продукции;
- Научно-исследовательскую деятельность.
Завод Bridgestone в России
В 2016 году было запущено производство шин на новом заводе Бриджстоун в Ульяновской области. Предприятие, расположенное на 80 гектарах, выпускало порядка 1 млн шин в год. Ключевым продуктом были шины серии Blizzak с внутренним диаметром от 13 до 19 дюймов. Помимо обеспечения российских покупателей, выпускаемые модели экспортировались в страны Северной, Восточной и Центральной Европы. С марта 2022 года выпуск продукции на заводе в Ульяновске приостановлен.
Топовые модели шин Bridgestone
- Turanza T005 Driveguard. Специальная версия летней туринговой модели появилась на рынке в 2022 году. Её главное отличие заключается в использовании технологии Driveguard RunFlat, которая позволяет продолжить движение на спущенной резине при скорости до 80 км/ч. Новое поколение компаунда NanoPro-Tech отличается повышенной износостойкостью, что подтверждает использование аналогичной технологии в производстве авиационных шин.
- Alenza 001 A/S. Всесезонная модификация летней спортивной модели также была представлена в 2022 году. Шины, разработанные для премиальных авто класса SUV, демонстрируют крайне высокую эффективность на мокрых и заснеженных асфальтовых трассах. Асимметричный дизайн протектора со скруглёнными кромками блоков и рельефными плечевыми зонами направлен на повышение качества торможения в плохую погоду.
- Blizzak LM005. Зимние нешипованные шины демонстрируют великолепные сцепные свойства как в условиях мягких зим с большим количеством осадков, так и при сильных заморозках, характерных для северных широт. Образцовые характеристики безопасности на льду и снегу показали сравнительные тесты от немецких организаций: AutoZeitung (1 место), AutoMotorSport (1 место) и AutoBild (2 место).
- Blizzak Spike-02. Шипованная модель проходила предпродажные испытания в скандинавских странах, благодаря чему производителю удалось улучшить все ключевые характеристики первого поколения. Переработанная конструкция шипов из карбида вольфрама и разветвлённое строение протектора способствуют уверенному движению на скользких заснеженных и заледеневших дорогах.
Логотип Bridgestone
В 2020 году был принят очередной вариант логотипа с текстовым наименованием Bridgestone и слоганом: «Solutions for your journey» («Решения для вашего путешествия»). Латинская буква B с красным треугольником в верхней части является главной узнаваемой чертой торговой марки, а также выражает её непрерывное стремление к совершенству.
Итоги
История бренда Bridgestone является примером успешной реализации стратегии постоянного расширения и мировой экспансии. Закрепившись в странах Северной Америки, компания ни разу не покидала тройку крупнейших производителей резины. Осознавая важность технологического развития, Бриджстоун регулярно открывает научные центры в разных частях мира для разработки локальных и глобальных продуктов. Шины бренда ценят за безупречные показатели безопасности и выдающуюся устойчивость к износу.