Содержание
В системе кондиционирования используется фреон, и многие водители при появлении постороннего запаха в салоне думают, что это связано с его утечкой.
Так ли это на самом деле?
Действительно, иногда при включении кондиционера вместо свежего воздуха салон заполняется затхлым запахом, похожим на вонь от мусорного ведра или пролежавшего сырого белья.
В зависимости от степени загрязнения он может быть как слегка заметным, так и достаточно резким.
Однако не стоит из-за этого отказываться от использования кондиционера или спасаться от запаха, прикрыв нос и опустив стекла.
По-хорошему следует разобраться, что является его источником, и устранить проблему.
Появление неприятного запаха – сигнал о том, что кондиционер пора обслуживать, но с фреоном это никак не связано.
Сразу хочется отметить, что современные виды фреона (R-134a, R404а, R600а и т.д.) не имеют запаха, поэтому их нельзя почувствовать при небольших утечках.
Как уверяют эксперты, ощутить специфический аромат можно, только находясь максимально близко к открытой емкости с жидкостью.
В то же время, во фреон добавляется масло для смазки подвижных частей компрессора. В свежем виде его запах почти такой же, как у моторного.
Однако со временем он может издавать слабовыраженную кислинку, которая указывает на то, что в системе кондиционирования происходит процесс окисления.
При сильной утечке фреона может ощущаться запах масла или реагентов, добавленных в него.
Единственный вид фреона, который имеет запах — марки R12, для него характерен сладковатый аромат.
С1992 года его использование в устройствах запрещено из-за разрушительного действия на озоновый слой атмосферы, поэтому его можно встретить только на очень старых моделях автокондиционеров.
Чаще всего неприятный запах появляется из-за гниения микроорганизмов или скопления и застоя влаги в механизмах.
Как правило, это характерно для необслуживаемого длительное время испарителя кондиционера.
На его поверхности накапливается грязь и образуется конденсат за счет разности температур, что создает идеальные условия для размножения бактерий и появления плесени.
Для очистки испарителя требуется дезинфекция с помощью специальных средств на мыльно-масляной основе.
Другой источник затхлого запаха, при появлении которого в салоне ошибочно думают про утечку фреона загрязненный салонный воздушный фильтр.
При включении кондиционера из дефлекторов обдува вместе с воздухом может вылетать поток пыли.
По системе вентиляции в салон проникают бактерии, частицы грязи и плесени, скапливающиеся на фильтре.
Чтобы этого избежать, каждые 10-20 тыс. км пробега в зависимости от модели и эксплуатации нужно производить его замену.
Эксплуатация плотно забитого фильтра ведет к уменьшению притока воздуха, запотеванию стекол и увеличению нагрузки на кондиционер.