Несмотря на то, что у России «свой путь», мы не можем жить в абсолютном отрыве от общеевропейских тенденций. Тренд последних лет – форсированный переход Европы на альтернативные источники энергии, поиск путей для «безболезненного» отказа от углеводородов в пользу возобновляемых ресурсов. На этом фоне мы можем наблюдать повышенный интерес стран Европейского Союза к электромобилям, который, казалось бы, не должен был к 2021 году воплотиться в реальные намерения отказаться от повсеместного применения двигателей внутреннего сгорания.
Почему?
Причина очевидна – с каждым годом запасы разведанной «европейской» нефти становятся все меньше. Известно, что поддержание добычи на текущем уровне позволит использовать эти запасы не протяжении 11,6 лет. Однако стоит понимать, что данный срок – условный.
Россия, как традиционно ключевой поставщик нефти в Европу, тоже не сможет удерживать лидерство более 25 лет, т.к. многие из подтвержденных запасов Восточной Сибири уже израсходованы, а знаменитая марка Brent (цена на которую лежит в основе графиков и котировок) уже давно не добывается. Теперь под этой маркой понимают смесь сортов нефти с пяти месторождений под названием BFOET.
Этот косвенный признак служит основанием полагать, что хоть и позже, чем Европа, но и мы столкнемся со схожей проблемой и будем вынуждены не на бумаге, а на деле стремиться к переходу на электромобили.
Потребление нефти сейчас
Аналитики авторитетного автомобильного издания «За рулем» провели исследования и выяснили, что потеря даже трети объемов поставок нефти повергнет ЕС в «экономический шок», который не сравнится с короновирусными ограничениями, следствием которых стало снижение темпов роста ВВП.
Так, в структуре потребления энергии странами Европы нефть составляет 36,27%. Далее идут газ (23,8%) и уголь (13,54%). На четвертом месте – ядерная энергетика (9,88%), но ее догоняют возобновляемые источники энергии (9,76%). На последнем месте гидроэнергетика с долей 6,75%. Именно «аутсайдеры» рейтинга должны в обозримом будущем стать основой европейской энергетической безопасности, на которую будут опираться производители электромобилей.
Что у нас?
Для России это не говорит ни о чем хорошем. Вполне вероятно, что при нашей жизни мы потеряем основных потребителей нефти, от продажи которой, как известно, во многом зависит и состояние российской экономики.
«Средний срок эксплуатации автомобиля в России 25 лет.» – пишут в «За рулем» – «То есть новый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, приобретенный вами в 2021 году, как раз будет сдан в утиль к тому моменту, когда нефть в стране почти закончится. Или не закончится, но будет стоить очень дорого в связи с освоением труднодоступных земель и вложением в эти проекты колоссальных средств».
Однако у этой проблемы есть и «второе дно», о котором, к сожалению, не принято говорить и писать. Если нефть в нашей стране будет дорогой, то должно возрасти потребление газа, запасы которого выглядят более оптимистично. Но ведь очевидно, что со временем подойдет к концу и он. Что тогда?
Нам не останется ничего делать, как торопиться и догонять Европу, в которой к этому времени будет использование возобновляемых ресурсов.
Так ли скоро мы поймем, что «бежать» нужно уже сейчас?
КОЛЕСО.ру