Содержание
Франция находится во второй десятке стран мира по количеству произведённых автомобилей в год. В Европе же французский автопром уступает только испанскому и немецкому при среднегодовом уровне в 1,3 млн выпущенных экземпляров. Современные модели авто местных производителей в первую очередь отличаются необычными дизайнерскими и техническими решениями, нетипичными для других концернов.
Первый прообраз французского автомобиля был изобретён в далёком 1765 году инженером Николой Кюньо. Трёхколёсная деревянная повозка приводилась в движение паровым двигателем, состоящим из громоздкого котла и вертикального цилиндра, подключённого к переднему колесу. Эксперимент был признан неудачным из-за сложности управления и низкой манёвренности транспортного средства.
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был представлен спустя 3 года после выхода модели Карла Бенца и поначалу полностью копировал его техническое оснащение. Компания Panhard et Levassor, используя двигатели Daimler, много экспериментировала с конструкцией своих экипажей. Специалисты первыми применили компоновку с передним расположением мотора, которая значительно повышала устойчивость при движении.
С начала XX века в стране установилось доминирующее положение 3 компаний. Renault, Peugeot и Citroen удивляли общественность смелыми техническими решениями и активно поглощали своих менее успешных конкурентов. Эти же концерны вместе с Bugatti сегодня являются главными составляющими французского автопрома.
Все марки французских автомобилей
Renault
Компания была создана в 1899 году тремя братьями Рено. Главным идейным вдохновителем предприятия был промышленник Луи, которым годом ранее разработал собственный автомобиль на базе популярного De-Dion Bouton. Идея оказалась успешной, и после реализации 12 экземпляров к делу присоединились братья Марсель и Фернан.
Уже через 2 года Renault вошла в десятку крупнейших автопроизводителей мира. Основной доход приносили компактные модели с небольшими двигателями, доступные более широкому, чем у большинства конкурентов, кругу покупателей. Сигарообразным автомобилем AG1 был полностью укомплектован парижский таксопарк.
Во время мировых войн компания переключилась на производство танков, грузовых бронеавтомобилей и другой военной техники. В 1945 Луи Рено был арестован, а предприятие перешло в собственность государства. Под новым руководством был организован выпуск малолитражных моделей, среди которых выделялись миниатюрная 4CV, а затем более респектабельная Dauphine.
В 50-х Renault начала наращивать присутствие на международной арене. Тогда были открыты заводы в Испании, Японии и Южной Африке, а также развёрнута дилерская сеть в США. Французские болиды были впервые заявлены на участие в гонках Формула-1. Активное развитие компании сопровождалось наращиванием темпа продаж, и к концу 60-х концерн достиг уровня в 1 млн автомобилей в год.
В 1971 году Renault подписала соглашение о стратегическом партнёрстве с Peugot и Volvo. Фирмы открыли совместные научно-исследовательские центры и начали разработку новых типов бензиновых двигателей. После приватизации 1990 года компания ушла из США и сфокусировалась на азиатском и восточноевропейском рынках. Вышли популярные модели Clio, Laguna и Megane, а также несколько технологичных грузовых автомобилей.
Сегодня производитель является частью альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Под французской маркой концерн выпускает легковые автомобили малого и среднего класса, кроссоверы, внедорожники и фургоны.
Примеры моделей Renault:
- Logan Stepway — бюджетный седан с неплохим внедорожным функционалом. Рестайлинговая модель Stepway с вариаторной коробкой передач имеет клиренс 178 мм, а у версий с автоматом и механикой дорожный просвет достигает 195 мм. Привлекает внимание и объём багажника, который составляет нетипичные для данного класса 510 литров. Автомобили комплектации Drive оснащают мультимедийной системой с 7-дюймовым экраном и поддержкой автосистем смартфонов.
- Sandero — пятидверный хэтчбек второго поколения, прошедший рестайлинг в 2018 году. Модель получила новую головную оптику со светодиодной окантовкой и покрытую хромом решётку радиатора. Автомобиль оснащают 2 вариантами 1,6-литровых бензиновых двигателей. Штатный французский агрегат мощностью 82 л.с. разгоняет автомобиль до сотни за 14 секунд, а его более мощный аналог от
- Nissan берёт этот же рубеж за 10,7 секунды.
- Duster — высокопроходимый кроссовер стал самым популярным автомобилем России с 2011 по 2020 год. Новое поколение модели прибавило в габаритах и получило более плавные формы кузова по сравнению с предшественником. Кроме того, производитель добавил диодные задние фонари и дневные ходовые огни. Комфортнее стал и салон авто с эргономичными креслами и стильными кожаными вставками.
- Master — коммерческий фургон с пятиместной компоновкой салона и вместительным багажным отсеком. В большинстве комплектаций микроавтобус оснащают дизельным 2-литровым двигателем с максимальной мощностью 125 л.с. Автомобиль отличает экономичный расход топлива — 7 литров на 100 км в смешанном цикле и 9 литров в городском. Объём багажника 7800 литров и грузоподъёмность до 2 тонн позволяют перевозить крупногабаритные грузы.
Peugeot
Семья Пежо начала заниматься бизнесом ещё в начале XVIII века и внесла значительный вклад в развитие французской промышленности. В 1810 была зарегистрирована компания Peugeot, которая производила товары из стали: ручные мельницы, комплектующие для пильных станков, инструменты и велосипеды. Знакомство Армана Пежо с Готтлибом Даймлером привело к созданию трицикла на паровой тяге в 1889 году.
Вскоре компания начала сборку четырёхколёсных автомобилей с бензиновыми двигателями Daimler. Модели получали название Type с присвоенным порядковым номером. До конца XIX века Peugeot разработали 18 разновидностей машин, среди которых были как миниатюрные автомобили, так и роскошные фаэтоны, вместимость которых достигала 12 мест. На раллийных авто компании были впервые опробованы шины Michelin.
В начале XX века Peugeot начинает сотрудничество с перспективным инженером Этторе Бугатти. Совместно они разрабатывают прототип народного автомобиля, который позднее стал известен под названием Bebe, «малыш». Модель 1913 года могли позволить себе представители среднего класса, и производство первого поколения продолжалось около 10 лет.
В послевоенные годы начался выпуск седана 203. Это был первый в мире автомобиль с несущим кузовом и V-образным расположением цилиндров двигателя. Реализация новых достижений техники продолжилась с выходом модели 404 с двигателями, оснащёнными системой непосредственного впрыска топлива
.
Автомобили Peugeot отличались экстравагантным дизайном, экспериментальной конструкцией и передовыми технологиями. Стремительное развитие компании привело к тому, что в 70-х Peugeot приобрела сначала концерн Citroen, а затем и европейское подразделение Chrysler. В 80-х было открыто совместное предприятие с Dongfeng в Китае.
В современной истории Peugeot имеет конкурентоспособные модели почти во всех сегментах. Компания выпускает трековые и раллийные автомобили, городские седаны, хэтчбеки и кроссоверы, комфортабельные минивэны и коммерческий транспорт.
Примеры моделей Peugeot:
- 408 — вместительный седан, адаптированный для российских дорог. Просторный задний ряд сидений немного приподнят над передним, что повышает комфорт пассажиров, но не перекрывает обзор водителю. Объёмный 560-литровый багажник можно увеличить, полностью или частично сложив задние кресла. Коробка передач с функцией Quick Shift отвечает за хорошую динамику и плавность хода.
- 3008 — стильный кроссовер повышенной проходимости. Конструкторы избавили новое поколение авто от очертаний компактвэна и разработали для него новую укороченную платформу. Оценить яркость французского дизайна позволяет опциональный пакет с радиаторной решёткой из тёмного хрома, матовыми накладками и чёрными рейлингами. Динамики автомобилю добавляет бензиновый или дизельный 150-сильный двигатель.
- Traveller — минивэн, который совмещает достоинства коммерческого и семейного автомобиля. В комплектации Business VIP модель оснащают дополнительной шумоизоляцией, переговорным столиком и эргономичными кожаными креслами. При максимальной восьмиместной компоновке салона объёма багажника хватает для упаковки багажа каждого пассажира. Для водителя предусмотрен круиз-контроль с функцией удержания в полосе и контролем слепых зон.
- Boxer — один из самых популярных в России коммерческих фургонов. Комфорт вождения обеспечивают двухсекционные боковые зеркала с хорошим задним обзором, высокая посадка и широкий функционал настройки кресел. Задние двери с высотой 2 метра и углом открытия 260° облегчают размещение крупногабаритных грузов. Максимальная грузоподъёмность фургона достигает 4 тонн, а полезный объём — 17 м3 (17000 литров).
Citroen
Потомственный промышленник Андре Ситроен владел заводом по производству шрапнельных снарядов. В 1919 году он переоборудовал предприятие для автомобилестроения, начав историю новой торговой марки. Андре собрал команду одарённых дизайнеров и конструкторов, и вскоре была представлена первая модель — Type A. Автомобиль имел 8 модификаций кузова и оснащался четырёхцилиндровым двигателем с водяным охлаждением.
В 1934 году Citroen начал выпуск Traction Avant с передним приводом, цельнометаллическим корпусом и независимой передней подвеской. Передовые технологические решения предполагали очень высокую стоимость производства, оказавшуюся для компании непосильной. В результате банкротства активы концерна полностью перешли производителю шин Michelin, который быстро окупил вложения за счёт популярности новой модели.
Под руководством Michelin предприятие разработало микролитражную модель CV2 в элегантном кузове ландо. Компактный и простой в обслуживании автомобиль стал по-настоящему народным и долгие годы удерживал первое место по продажам во Франции. Ещё одной интересной новинкой эпохи шинного гиганта был роскошный DS с вариантами кузова седан и универсал. Модель заняла 3 место по результатам международного конкурса «Автомобиль века», проведённого в 1999 году.
Финансовые трудности и непродуманная кадровая политика привели к объединению с Peugeot в 1974 году. Через несколько лет совместной работы каждая новая модель Citroen сопровождалась выходом максимально похожего автомобиля «львиной» марки, отчего продукция потеряла свою уникальность. Ситуация изменилась в 1995 году, когда новый руководитель концерна Жан-Мартен Фольц определил концептуальные особенности для каждого бренда.
В XXI веке Citroen дебютировал в мире автоспорта. Автомобили марки неоднократно участвовали в международных соревнованиях и становились победителями нескольких чемпионатов мира по ралли и турингу. Сегодняшний модельный ряд бренда, не считая седана C4, представлен кроссоверами, минивэнами и фургонами.
Примеры моделей Citroen:
- C4 — комфортабельный и динамичный седан. Автомобиль хорошо приспособлен к длительным путешествиям благодаря вместительному салону с множеством отсеков для хранения вещей и большому багажнику объёмом 440 литров. В топовой комплектации модель оснащают 150-сильным турбомотором, который обеспечивает разгон с 0 до 100 км/ч за 8 секунд.
- C5 Aircross — кроссовер на платформе Peugeot 3008, ставший воплощением стратегии бренда Advanced Comfort. Необычный дизайн салона авто выполнен без ущерба эргономике. Задний ряд модели разделён на 3 кресла с индивидуальной настройкой нескольких параметров. Водителю, начиная с базовой комплектации, доступны адаптивный круиз-контроль, задний парктроник и регулировка поясничных подпорок.
- Spacetourer — один из самых доступных минивэнов в своём классе. Модель имеет простой салон в минималистичном стиле с посадкой на 7–8 мест. Из базовых опций владельцам доступны двухзонный климат-контроль, электронные системы безопасности и круиз-контроль. Топовая версия дополнена электроприводом двери, ксеноновыми фарами и проекционным экраном.
- Jumper — переднеприводный легкогрузовой фургон. После рестайлинга модель получила светодиодные ходовые огни, более надёжные дверные механизмы и кузов повышенной прочности. Бамперы автомобиля разделены на несколько составляющих частей, которые можно заменить отдельно от остальных в случае повреждения. Ширина грузового отсека составляет почти 2 метра, что существенно расширяет возможности грузоперевозки.
Bugatti
Этторе Бугатти основал собственную автомобильную компанию в 1909 году, параллельно занимаясь разработками для Peugeot. Первые модели молодой фирмы, по аналогии со старшим концерном, носили название Type. Bugatti с момента основания сфокусировалась на автоспортивном сегменте. В первые 10 лет автомобили марки заняли первые места многих международных соревнований, среди которых были Кубок Ле Мана и Гран-при Брешии.
Одноместный болид Type 35 стал одной из самых успешных серий гоночных автомобилей в истории. За первые 2 года существования модель пришла первой в почти 400 соревнованиях и 47 раз обновляла свои же мировые рекорды скорости. На волне успеха в 1926 году Bugatti выпустила лимузин Type 41 Royale, который сочетал роскошный дизайн и впечатляющую динамику — разгон с нуля до сотни проходил всего за 12 секунд.
В 50-х специалисты фирмы разработали несколько перспективных концептов, которым так и не довелось выйти в серийное производство. Болид Type 251 под управлением Мориса Трентиньяна принял участие лишь в одной гонке Формулы-1, заняв 18 место из 20. Из-за финансовых проблем активы компании перешли испанской Hispano-Suiza, и торговая марка угасла на 24 года.
Возрождением Bugatti занялся владелец Lotus Романо Артиоли в 1987 году. Под его руководством компания представила несколько выдающихся спорткаров, среди которых выделялись купе ID90 и EB110. Вложения в разработку и производство новых моделей не окупились, и в 1997 году компанию приобрёл концерн Volkswagen. Одним из символов новой эры бренда стал выход модели Veyron. Купе оснащали двигателем W18 объёмом 6 литров и мощностью 555 л.с. Гиперкар первым среди серийных автомобилей достиг скорости 400 км/ч и разгона до сотни за 3,1 секунды.
Итоги
Французские марки автомобилей славятся необычным дизайном, передовыми технологиями, высоким комфортом и превосходной динамикой. Модели из Франции регулярно становятся обладателями номинации «Автомобиль года». Концерн Peugeot-Citroen с давних времён доминирует в раллийных гонках, а гиперкары Bugatti поражают воображение самых взыскательных автомобилистов.