Содержание
- 1Goodyear: история
- 1.1До основания Goodyear
- 1.2Основание Goodyear и первые шины
- 1.3Преодоление трудностей
- 1.4Первая омологация и международный статус
- 1.5Кризисные и военные годы
- 1.6Создание мирового бренда
- 1.7Радиальные шины Goodyear
- 1.8Дальнейшие достижения и современная история
- 2Goodyear: чей бренд?
- 3В каких странах находятся заводы Goodyear
- 4Топовые модели шин Goodyear
- 5Логотип Goodyear
- 6Итоги
Goodyear — это американский бренд автомобильной резины от компании, начавшей свою деятельность ещё в XIX веке. С момента своего основания она имела внушительную технологическую базу, которая выразилась в регистрации многочисленных патентов. Сегодня это международный шинный гигант, представленный во всех регионах планеты. В 2022 году Гудиер достиг суммарной выручки $15 млрд, что позволило занять 3 место в мировом рейтинге производителей. Исходя из доступных на момент публикации статьи квартальных отчётов, есть основания полагать, что в 2023 году этот показатель был значительно улучшен. В ассортименте торговой марки представлены шины для:
- Легковых и SUV-авто;
- Мотоциклов;
- Коммерческого транспорта;
- Грузовиков;
- Гоночных автомобилей;
- Самолётов;
- Тяжёлой внедорожной техники.
В этой статье мы рассматриваем основные этапы истории и топовые шины в актуальном модельном ряду Goodyear. Кроме того, вы можете ознакомиться с организационной структурой и особенностями производства корпорации.
Goodyear: история
До основания Goodyear
Компания названа в честь американского химика Чарльза Гудиера, жившего в 1800–1860 годах. В 30-х он заинтересовался исследованиями натурального каучука и решил начать собственные эксперименты с резиновыми изделиями. Первым удачным решением стала смесь с оксидом магния, благодаря которой резина теряла липкость, но сохраняла эластичность, что существенно расширяло область её применения в производстве. В частности, им был получен патент на обувь, устойчивую к агрессивному воздействию среды.
Однако настоящую славу среди современников и последующее признание всеми шинными компаниями мира Гудиер получил благодаря открытию процесса вулканизации каучука. Как и многие другие эпохальные открытия, это было сделано случайно, — Чарльз уронил образец из каучука и серы на раскалённую поверхность. Изучив результат, он обнаружил, что смесь осталась достаточно эластичной, но при этом получилась жёсткой и прочной для придания определённой формы. Сегодня без вулканизации резины не обходится ни одно серьёзное шинное производство.
Основание Goodyear и первые шины
Компания Goodyear была основана в 1898 году. Предприниматель Фрэнк Зайберлинг купил небольшое деревообрабатывающее предприятие в Акроне и переоснастил его для производства каучуковых изделий, назвав в честь выдающегося химика. Президентом фирмы стал Дэвид Хилл, который приобрёл контрольный пакет акций за $30 000 (более $800 000 в перерасчёте на сегодняшние цены). Основу первого ассортимента составляли:
- Шины для конных экипажей;
- Велосипедные покрышки;
- Накладки на подковы;
- Фишки для покера.
Всего спустя год компания начала производство пневматических шин для автомобилей, достигнув оборота $500 000. Зайберлинг стал инициатором создания торговой марки, получившей название Wingfoot (крылатые ноги) в честь быстрого древнеримского бога Меркурия. Удачный брендинг и высокое качество продукции позволили Гудиер повысить продажи в 2 раза.
Преодоление трудностей
К началу XX века Goodyear владел несколькими технологическими патентами, которые один за другим отзывались профильным ведомством Министерства торговли. Это не сломило руководство, а стимулировало ещё больше инвестировать в научные разработки. Параллельно с масштабной исследовательской деятельностью начинается модернизация первого завода, площадь которого увеличилась в 4 раза.
Результатами этих усилий стали новые патенты на:
- Борты из плетёной проволоки;
- Съёмные ободы;
- Шиномонтажные станки;
- Бескамерные шины.
Бескамерные шины, без которых трудно представить современный легковой автомобиль, в те годы были признаны небезопасными, поэтому их производство было отложено более чем на 40 лет. Первопроходцем в этом сегменте стала другая американская компания — BFGoodrich.
Первая омологация и международный статус
В 1907 году Гудиер завершил разработку специальной версии Wingfoot, предназначенной для автомобилей Ford Model T. Впечатлённый эксплуатационными свойствами резины Гении Форд скупил всю первую партию в размере 1200 комплектов и сделал заказ на последующий выпуск. В дальнейшей истории автоконцерн ещё не раз предлагал эксклюзивные контракты на комплектование своих авто.
В 1910 году компания открыла первое зарубежное производство в Канаде. В течение десятилетия филиалы, заводы и исследовательские центры Goodyear были основаны сразу в нескольких странах:
- Великобритании;
- Бразилии;
- Аргентине;
- Австралии;
- ЮАР.
Гудиер внёс значительный вклад в авиационную отрасль, но не как производитель шин. Фирма выпускала аэростаты, дирижабли и топливные баки для самолётов. Однако наиболее успешным продуктом стал испытательный стенд, который весьма точно показывал надёжность авиашин при экстремальных нагрузках.
Кризисные и военные годы
Период Великой депрессии существенно отразился на финансовых успехах Goodyear. Производство шин сократилось более чем в 7 раз, ряд предприятий были вынуждены перейти на сокращённый рабочий день или полностью приостановить свою деятельность. Компания столкнулась с регулярными сменами руководства, предпринимавшего попытки реструктуризации бизнеса. Компенсировать спад в автомобильном сегменте помогло приобретение патентов Zeppelin, которое позволило усовершенствовать выпускаемые дирижабли. Одной из самых успешных моделей стал Piligrim, работающий на гелии.
Улучшив финансовые показатели, компания последовательно представила:
- Авиационные шины;
- Грузовые модели с вискозным протектором;
- Омологации для Chevrolet;
- Дисковые гидравлические тормоза для самолётов;
- Шипованную резину.
В отличие от европейских конкурентов, во время Второй мировой войны Goodyear не только избежал спада, но и смог кратно увеличить продажи своей продукции. Богатый опыт в авиаотрасли привёл к заключению рекордного количества государственных контрактов. Компания начала серийное производство истребителей и бомбардировщиков, которое продолжалось до окончания боевых действий.
Создание мирового бренда
Отпраздновав 50-летие, Гудиер вложил значительные средства в маркетинговую деятельность. Начался выход ТВ-программы The Goodyear Review, где, помимо полезной информации об автомобилях, зрителям наглядно показывали возможности шин торговой марки. В дальнейшем корпорация стала инициатором создания множества тематических телевизионных и радиопередач. Вскоре впервые в истории была преодолена отметка годовых продаж в $1 млрд.
Вместе с масштабным продвижением компания регулярно показывала инновационные разработки, среди которых можно отметить:
- Бескамерную конструкцию шин с защитным экраном;
- Высокопрочный нейлоновый корд;
- Производство синтетического каучука, на 100% идентичного натуральному;
- Специализированные модели для сельскохозяйственной техники;
- Масштабную гоночную серию Eagle;
- Проект орбитальной космической станции.
Радиальные шины Goodyear
В 60-х Гудиер признаёт преимущества радиальной конструкции, представленной Мишлен, и приступает к разработке собственных моделей данного типа. Одна из специализированных покрышек помогла гонщику Крейгу Бридлаву установить рекорд скорости на суше, разогнавшись до 965 км/ч.
Одним из прорывов того времени стал выход модели Polyglas, объединяющей в себе технологии радиальной и диагональной конструкции. Использование низкопрофильной структуры не только придавало шинам эффектный вид, но и повышало устойчивость на высокой скорости. Сначала на новинку обратили внимание производители маслкаров, а в 1969 году она вошла в первичную комплектацию почти всех легковых авто, выпускаемых в США.
Дальнейшие достижения и современная история
В 1971 году Goodyear достиг принципиально новых горизонтов в мировой шинной отрасли. В рамках миссии Аполлон-14 на поверхность Луны спустили транспортный модуль, оснащённый шинами компании. Специальная безвоздушная конструкция оказалась хорошо адаптирована к агрессивному воздействию лунного грунта, что обеспечило бесперебойный сбор материалов в течение 4,5 часов.
До конца XX века Гудиер отметился следующими значимыми успехами:
- 1972 — достижение объёма продаж в $4 млрд и выпуск радаров для истребителей F-4 Phantom.
- 1974 — все действующие в США автоконцерны покупают радиальную модель Steelguard со стальным кордом.
- 1976 — выходят сверхпрочные шины для крупнейших в мире землеукладчика и портового погрузчика.
- 1977 — в ассортименте появляются первые всесезонные шины, а также модели «зелёного» класса со сниженным коэффициентом сопротивления качению.
- 1979 — резиновую конструкцию от Гудиер начинают устанавливать на все железнодорожные переезды страны.
- 1982 — компания в один год становится триумфатором гонок Формула-1, Индианаполис-500 и Наскар.
- 1984 — продажи преодолевают отметку в $10 млрд, а компания открывает новые заводы в Европе по производству шин для спецтехники.
- 1987 — открытие совместного предприятия с Dunlop, охватывающего почти весь рынок Австралии и Океании.
- 1989 — разработка гоночных шин из компаунда SIBR с лучшими на рынке показателями термостойкости и впечатляющей производительностью.
- 1992 — презентация первой модели с технологией RunFlat, вошедшей в первичную комплектацию автомобиля Chevrolet Corvette.
- 1994 — начало полномасштабного производства в Китае и основание дочерних брендов для рынков Юго-Восточной Азии.
- 1998 — в год столетнего юбилея компания внедряет новую концепцию автоматизированного производства IMPAC, а также показывает инновационные модели из серии Eagle (Aquasteel и F1 Steel).
- 1999 — после альянса с Sumitomo Goodyear достигает статуса крупнейшего шинного производителя в мире.
Goodyear: чей бренд?
Права на использование бренда принадлежат корпорации Goodyear Tire & Rubber. Это публичная компания, штаб-квартира которой до сих пор расположена в месте открытия первой каучуковой фабрики — городе Акрон штата Огайо. Стратегия развития бренда основана на достижении превосходства в инновациях, производстве, продвижении и продажах. Крупнейшими акционерами корпорации являются такие международные инвестиционные гиганты, как BlackRock, Vanguard, Wellington, Nomura и другие. Помимо Goodyear, компания разрабатывает, производит и реализует продукцию следующих шинных брендов:
- Dunlop;
- Cooper;
- Fulda;
- Sava;
- Debica;
- Kelly.
В каких странах находятся заводы Goodyear
Компания владеет 57 высокотехнологичными заводами, большая часть которых расположена в США. Остальные производственные предприятия распределены по следующим странам мира.
Северная и Южная Америка:
- Канада;
- Мексика;
- Бразилия;
- Колумбия;
- Перу;
- Чили.
Европа и Ближний Восток:
- Англия;
- Франция;
- Германия;
- Финляндия;
- Бельгия;
- Нидерланды;
- Люксембург;
- Польша;
- Сербия;
- Словения;
- Турция.
Азия:
- Китай;
- Япония;
- Индия;
- Таиланд;
- Сингапур;
- Индонезия;
- Малайзия.
Африка:
- ЮАР.
Топовые модели шин Goodyear
- Eagle F1 Asymmetric 3. Летняя модель для легковых автомобилей характеризуется отточенной управляемостью на высокой скорости, о чём свидетельствуют высокие индексы W и Y (270–300 км/ч). Применяемая в производстве технология Grip Booster на молекулярном уровне обеспечивает «прилипание» к асфальтовому покрытию. Благодаря подчёркнуто широким продольным каналам шины не теряют в динамичности и устойчивости во время обильных осадков. Технологическая концепция Active Breaking, определяющая форму и взаимное расположение блоков асимметричного протектора, способствует поддержанию стабильной формы пятна контакта, повышая эффективность резкого торможения. Высокопрочный каркас из гибридных синтетических материалов продлевает полезный срок службы резины.
- Vector 4Seasons GEN-3. Одна из самых ярких новинок в линейке американского бренда разработана для круглогодичной эксплуатации в регионах с мягким климатом. Ключевой особенностью третьего поколения стало улучшение дренажных свойств благодаря оптимизированному расположению расширяющихся канавок. Комбинированные ламели двух типов в некоторой степени выполняют функцию шипов, обеспечивая устойчивость на снежном покрытии. Вытянутые плечевые блоки, ставшие воплощением технологии Dry Handling, противостоят заносам при выполнении манёвров на высокой скорости. Шины выпускают в исполнениях для легковых и SUV-автомобилей — последние имеют укреплённый многослойный каркас и дополнительную защиту обода от механических повреждений.
- UltraGrip Performance 3. Премиальная зимняя нешипованная модель была представлена в преддверии сезона 2023/2024 года. С течением времени она заменит предыдущие флагманские шины серии (9+ и Performance+). Главной особенностью резины является технология Snow Protect, которая включает использование плотной перекрёстной ламелизации и специальных когтеобразных насечек на плечевых блоках, вгрызающихся в снежную массу. V-образный рисунок протектора с множеством продольных канавок рассеивает воду и снег в нескольких направлениях одновременно, не допуская аквапланирования и слэшпленнинга. Благодаря превосходной энергоэффективности и инновационной системе шумоподавления шины подходят для эксплуатации с электромобилями.
- UltraGrip Arctic 2. Второе поколение высокопроизводительной шипованной резины выпускают в 2 версиях: для легковых автомобилей и кроссоверов. Инновационные шипы, получившие название Arctic Eagle Claw, равномерно и в большом количестве распределены по всей беговой части, благодаря чему обеспечивают стабильное сцепление на наиболее скользких или заснеженных участках дороги. Существенную поддержку шипам оказывают небольшие протекторные блоки, покрытые ламелями разных типов. Совместно с рельефными плечевыми шашками они способствуют безопасности во время торможения и маневрирования. Отдельного упоминания заслуживают заполненные воздухом выемки, обеспечивающие великолепный для шипованного сегмента акустический комфорт.
Логотип Goodyear
Свои узнаваемые очертания логотип Goodyear получил ещё в начале XX века — крылатая обувь Меркурия, разработанная для товарного знака Wingfoot, сопровождает корпоративные информационные материалы с 1901 года. В современной версии символ разделяет наименование бренда на 2 части: Good и Year. Приоритетными вариантами оформления лого являются синий и жёлтый цвета.
Итоги
История компании Goodyear является символом устойчивого непрерывного развития и достижения высот, которые ранее казались невозможными. Существенного влияния на благосостояние корпорации не оказали ни Великая депрессия 30-х, ни нефтяной кризис 70-х, — все внешние вызовы способствовали диверсификации производства и поиску новых источников прибыли. Сегодня Гудиер является общепризнанным шинным гигантом и время от времени возглавляет мировой рейтинг производителей.