Хотите сэкономить топливо — просто подкачайте колеса!
Этот способ придумали фактически сразу после изобретения пневматической шины Джоном Данлопом в 1888 году. А насколько уменьшится расход топлива в случае с современными радиальными шинами? «Авторевю» провели несколько замеров на седане Peugeot 408 с атмосферным мотором 1.6 (120 л.с.) и «автоматом».
Перекачанные шины позволили развить существенно большую скорость на «переставке», но здорово увеличили тормозной путь со 100 км/ч: с 37,7 до 42,5 метра. При этом плавность хода тоже ожидаемо ухудшилась. Но то было на относительно высокопрофильных российских шинах размерности 175/70 R13 и при варварском повышении давления на целую атмосферу.
На этот раз шины Michelin Energy Saver размерности 215/55 R16 мы решили перекачать на умеренные 0,5 атм: с рекомендованных 2,3 атм до 2,8 атм. Во-первых, мало кто рискнет накачать сильнее. Во-вторых, шинники прямо пре¬дупреждают о нежелательной деформации протектора низкопрофильной шины. А в-третьих, мы посмотрим, как влияет на экономичность повышение давления при нагреве колес. Ведь не секрет, что, накачав шины во время весенней «переобувки» при температуре ниже +10°С, позже, в 30-градусную жару мы получаем прибавку в 0,2—0,3 атм. К слову, при обычной езде за счет деформации шины летом разогреваются до 40—50°С.
Эффект от перекачанных на пол-атмосферы шин в цикле ARDC, как и при постоянной скорости двадцать лет назад на «восьмерке», оказался незначительным: 8,6 против 8,8 л/100 км, это 2,3% экономии. Но повышение давления на этот раз никак не сказалось на тормозном пути: результаты при замедлении со 100 км/ч различались в пределах погрешности измерений.
И все же спешим предупредить тех, кто либо вообще не берет манометр в руки, либо делает это крайне редко. Сначала мы приспустили все колеса нашего Peugeot 408 до 1,8 атм: расход разом вырос на 10% — до 9,5 л/100 км! А потом мы стравили воздух из заднего правого колеса до 1,0 атм и восстановили нормальное давление во всех остальных шинах. Результат — 11,5 л/100 км, или 33% разницы! Одно сильно недокачанное колесо влияет на расход больше, чем четыре слегка приспущенных! При среднегодовом пробеге в 15 тысяч километров и цене бензина АИ-95 в 33 рубля за литр такое невнимание к давлению в шинах может обойтись более чем в 13 тысяч рублей в год. И это не считая того, что приспущенные шины не только ухудшают управляемость (это мы проверили еще двадцать лет назад), но и могут при резком маневре саморазбортироваться, что грозит аварией. Не говоря уже о том, что в таком режиме шины быстро выходят из строя.
Так что не ленитесь и хотя бы раз в неделю (а лучше чаще!) доставайте хороший манометр и проверяйте давление в шинах. При этом важно делать это «на холодную», перед поездкой — так рекомендуют все производители. Если измерять давление в разогретых колесах, к примеру, заехав на заправку, то необходимо прибавить 0,2—0,3 атм к рекомендованным значениям, иначе ваши шины окажутся недокачанными.
По материалам журнала «Авторевю»