Содержание
Немецкий автоконцерн BMW является одной из крупнейших публичных компаний в мире, занявшей 64 место в глобальном списке Forbes по итогам 2022 года. Помимо легковых автомобилей, фирма выпускает мотоциклы, гоночные модели, бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания. На протяжении своей истории компания активно внедряла инновационные решения и не раз задавала тон развитию всей мировой автомобилестроительной отрасли. Девизы BMW звучат как «С удовольствием за рулём» и «Идеальная машина для вождения».
Основание компании
История успеха BMW началась в 1913 году, когда немецкие инженеры Карл Фридрих Рапп и Густав Отто открыли собственные предприятия по производству авиационных двигателей в Мюнхене. Чтобы выдержать нарастающую конкуренцию, они объединили усилия и основали совместную фирму под названием Bayerische Motoren Werke. BMW некоторое время продолжали выпуск двигателей для самолетов, но вскоре после окончания Первой мировой войны вынужденно перепрофилировали свой бизнес на разработку железнодорожных комплектующих, двигателей внутреннего сгорания и сельскохозяйственной техники.
История BMW: зарождение успеха
BMW впервые получили общемировое признание в 1923 году, когда представили первую модель мотоцикла Motorrad R 32 с 486-кубовым оппозитным двигателем собственной разработки. Мотоцикл весил 120 кг и развивал максимальную скорость до 100 км/ч. Значительный опыт в авиационной отрасли помог наладить серийное производство мощных спортбайков. Кроме того, под торговой маркой выпускали небольшие одноцилиндровые модели. Они были доступны широкому кругу покупателей, а для управления таким мотоциклом не требовалась лицензия.
Среди наиболее популярных моделей мотоциклов того времени были:
- Премиальный R 32;
- Спортивный R 37;
- Бюджетный R 2.
Первые модели автомобилей BMW
BMW начали делать первые шаги в автомобилестроении после покупки завода в Айзенахе в 1928 году. Через год состоялся выпуск первого автомобиля — малолитражный кабриолет Dixi был лицензионной копией автомобиля Austin 7. Авто оснащали четырёхцилиндровым двигателем с водяным охлаждением от BMW мощностью 15 л.с. Немецкие инженеры внесли ряд изменений в конструкцию оригинальной английской модели:
- Расположили руль с левой стороны;
- Установили новую трёхступенчатую коробку передач;
- Переработали систему заднего привода для лучшей манёвренности.
- Вскоре вышло ещё 8 модификаций Dixi, среди которых выделялись туринговый фаэтон, трёхместный кабриолет и сигарообразный родстер Wartburg, который вскоре дебютировал в автоспортивных соревнованиях. Локальные версии британских авто производили до 1932 года, после чего набирающий популярность концерн сосредоточился на собственных разработках.
Классические и легендарные модели BMW
Один из главных фирменных элементов экстерьера BMW, который используется до сих пор, — это двойная радиаторная решётка. Впервые такая конструкция была представлена в 1933 году, на презентации модели 303. Его выпуск стал отправной точкой к завоеванию репутации производителя самых надёжных автомобилей в мире. Модель привлекла внимание автолюбителей сразу несколькими новаторскими решениями:
- Шестицилиндровым двигателем рядного типа с 2 клапанами на цилиндр;
- Четырёхступенчатой механической коробкой передач;
- Прочным корпусом на рамной основе;
- Независимой передней подвеской на рессоре.
Несмотря на высокую технологичность, BMW 303 была самым доступным автомобилем с шестицилиндровым двигателем в Германии. Модель собирали в 3 вариантах кузова: двухдверный седан, двух- и четырёхместный кабриолет. Позднее на рынок вышли несколько более дорогих и мощных модификаций, наиболее значимой из которых стал спортивный родстер BMW 328. Тогда же был сформулирован первый слоган марки «Автомобиль — для водителя».
После начала Второй мировой BMW снова переключились на производство авиационных двигателей, а также выпускали высокопроизводительные моторы для военной техники. Поражение Германии в войне поставило компанию на грань исчезновения: почти все заводы были разрушены, а большая часть оборудования конфискована. BMW не обанкротились благодаря сборке небольших мотоциклов и велосипедов, а в 1952 году представили вместительные седаны 501 и 502.
Выходить из затянувшегося кризиса BMW начали в 1955 году, выпустив микролитражную модель Isetta. Это был трёхколёсный автомобиль причудливой формы длиной 2,2 метра и массой 360 кг. Зайти в салон можно было через единственную дверь в передней части. Несмотря на столь странную конструкцию, недорогая Isetta быстро стала популярной. Общий объём производства за 9 лет составил 160 000 экземпляров, а собственные аналоги модели стали выпускать в Италии, Франции и Великобритании.
В 60-х компания выпустила несколько успешных моделей, которые вернули ей былую славу и признание покупателей:
- Малолитражная 700 с двигателем, оснащённым системой воздушного охлаждения.
- Вместительный бюджетный седан 1500, положивший начало «Новому классу» с турбодвигателями и электронными вспомогательными системами.
- Представительские седаны 2500 и 2800 с фирменными двойными фарами и увеличенным пространством для задних пассажиров.
- Развитие бренда продолжилось в 70-х, когда были выпущены легендарные 3, 5 и 7 серии BMW.
- Первая «пятёрка» E12 собиралась в большом количестве модификаций для разных сегментов — мощность двигателей составляла от 90 до 218 л.с.
- Первое поколение третьей серии было представлено двухдверными седанами и кабриолетами. Максимальная скорость дорожной версии достигала 190 км/ч.
- BMW 7 серии E23 принадлежали к представительскому классу и выделялись мощными 2,5–3,5-литровыми турбодвигателями с системой непосредственного впрыска топлива.
Современные модели BMW
В 90-х BMW представили второе поколение спорткаров M3, а также спорткупе 8 серии класса GT. Тогда производитель стремился максимально повысить комфорт новых моделей. Техническое оснащение мюнхенских автомобилей дополнили такие полезные функции, как:
- Электроприводы зеркал и стеклоподъёмников;
- Круиз-контроль;
- Климатическая система;
- Бортовой компьютер.
Начало XXI века ознаменовалось для фирмы приобретением роскошной английской марки Rolls-Royce и открытием совместного предприятия с китайской корпорацией Brilliance. Концерн активно расширял модельный ряд и внедрял смелые технологические решения. 5 поколение 5 серии (E60) получило функцию проекции на лобовое стекло, активный круиз-контроль и голосовое управление. Кроме того, модельный ряд бренда дополнили:
- Компактный кроссовер X3;
- Бюджетные хэтчбеки 1 серии.
Сегодня BMW производят более 30 моделей автомобилей, большинство из которых относятся к представительскому и бизнес-классу. Также концерн выпускает высокотехнологичные электромобили, среди которых можно выделить:
- Хэтчбек i3;
- Спорткупе i4;
- Кроссовер iX.
Мотоциклы BMW
BMW начали производить мотоциклы вынужденно, из-за запрета на авиационную деятельность. В 1920 году был разработан оппозитный 500-кубовый двигатель M2, а спустя 3 года началась сборка мотоциклов. Модели BMW отличались от конкурентов наличием карданного вала, который повышал надёжность и упрощал техобслуживание. Спортивная версия R 32 регулярно занимала 1 места на британских гоночных соревнованиях. До конца 20-х компания успела выпустить настоящий шедевр того времени — 735-кубовый R 63, который разгонялся до 120 км/ч.
Ещё одной значимой вехой в мотостроении стал BMW R 71 1938 года, с которого были скопированы легендарные советские модели Урал и Днепр. Уникальными особенностями мотоцикла стали удобные подножки, трубчатая рама и мягкая задняя подвеска. В военные годы BMW переключились на производство внедорожных мотоциклов для нужд армии, среди которых выделялась модель R 75 с приводной коляской, двухсоставной болтовой рамой и задней передачей.
В послевоенные годы компания, ориентируясь на бедственное положение немецких граждан, начала выпуск утилитарных мотоциклов, одним из которых была модель R 25/3. Байк оснащали одноцилиндровым 250-кубовым мотором мощностью 13 л.с. Несмотря на низкий спрос на оппозитные мотоциклы, BMW начали выпуск мощных R 50/2 со встроенными рациями. Их использовали для нужд полиции и служб сопровождения.
В конце 60-х кризис в стране был преодолён, и восстановился спрос на престижные мотоциклы. В этот момент BMW выпустили роскошный R 75/5 с надёжной двухсекционной рамой. 750-кубовая премиальная модель разгонялась до 175 км/ч. А в 1976 году компания выпустила мотоцикл, который по внешнему виду и характеристикам уже можно отнести к современной эпохе. Модель R 100 RS была одним из лучших в мире туринговых байков. Он поставлялся с обтекателем на раме, а литровый двигатель обеспечивал разгон до 200 км/ч.
На стыке веков BMW постарались закрепиться в сегменте круизёров, выпустив модель R 1200 C. Мотоцикл имел неоднозначный внешний вид, однако нашёл почитателей благодаря максимальному крутящему моменту на низких оборотах и фирменному техническому оснащению. В начале нулевых компания представила модель K 1200 S, где впервые было реализовано поперечное расположение мотора.
Сегодня модельный ряд BMW включает более 40 мотоциклов, которые можно разделить на несколько групп:
- Спортбайки для уверенного движения на максимальной скорости.
- Хорошо управляемые модели для путешествий.
- Динамичные городские родстеры.
- Эргономичные эндуро для исследования бездорожья.
- Небольшие мотоциклы и скутеры для города.
- Модели в классическом стиле с современным техническим оснащением.
BMW и автоспорт
BMW стремились закрепиться в автоспорте с момента покупки завода в Айзенахе, и первых значительных успехов удалось достичь в 1934 году — с выходом спортивной модели 315/1. Динамичный родстер разгонялся до 120 км/ч и был невероятно устойчив, благодаря чему вскоре пришёл первым в Альпийском ралли. Ещё более мощная модификация 328 одержала победу в кольцевых гонках Нюрбургринга.
Следующей значимой спортивной модели пришлось ждать почти 20 лет. Ей стало миниатюрное купе BMW 700 RS, которое заняло призовые места во всех крупных немецких соревнованиях в своём классе. Конструкторы улучшали аэродинамику, проделывая отверстия в каркасе, а приборная панель авто была представлена только тахометром.
В 60-х двигатели BMW устанавливали почти на все болиды Формулы-2, а собственные автомобили марки становились неоднократными победителями этих соревнований.
Раллийный седан 1800 ti/SA развивал скорость 195 км/ч и преодолевал разгон до сотни всего за 9,5 секунд. Крупнейшими победами модели стали Чемпионат Германии по ралли и 24-часовая гонка в Спа.
Модель 1973 года BMW 3.0 CSL имела внушительный для того времени двигатель мощностью 790 л.с. Техническое превосходство над всеми конкурентами принесло BMW долгожданные победы в 24-часовых гонках Ле-Мана и Дайтона. Также автомобиль обеспечил популярность фирменной расцветки, которая позже использовалась в серии M.
BMW в Формуле-1
BMW дебютировали в гонках Формулы-1 в 1952 году на болидах Eigenbau. Выступление получилось неудачным — оба гонщика сошли с трассы, и вплоть до 2006 года концерн больше ни разу не принимал участия в самых престижных соревнованиях мира. Однако немецкая компания внесла свой вклад иначе. Болиды Brabham и Arrows с двигателями M12 более 70 раз становились обладателями Гран-при в первой половине 80-х. Собственная команда BMW Sauber и непродолжительный альянс с Williams не принесли значительных успехов, и в 2009 году компания отказалась от дальнейшего развития в этом направлении.
Логотип BMW
Логотип BMW получил современные черты в 1917 году, сразу после объединения компаний Раппа и Отто. Он включает следующие смысловые элементы:
Круг с чёрной полосой отдаёт дань уважения предшествующей компании Rapp Motor.
Шахматные бело-синие элементы являются отсылкой к флагу Баварии и самолётному пропеллеру.
Итоги
История BMW является примером того, что даже в самые сложные кризисные времена можно продолжать выпускать качественные продукты, используя незначительные ресурсы. Немецкий концерн не боялся внедрять инновации и несколько раз открывал новые эпохи в мировом автомобилестроении. Сегодня автомобили и мотоциклы BMW являются символами надёжности, технологичности и комфорта.