Содержание
Аккумуляторная батарея (АКБ) — тип электрической аккумуляторной батареи, применяемый на автомобильном и мототранспорте. АКБ в большинстве случаев расположен в подкапотном пространстве автомобиля и закреплен на специальной раме.
Подбирать аккумуляторную батарею можно, исходя из конкретной марки автомобиля. Для это можно воспользоваться специальным рубрикатором на нашем сайте.
Какую функцию выполняет аккумулятор в автомобиле
Аккумуляторная батарея используется в качестве вспомогательного источника электроэнергии в бортовой сети и является основным источником энергии для запуска двигателя.
Свойства АКБ
Как и любой другой тип батарей, автомобильная АКБ отличаются следующими параметрами:
- Полярность
- Размеры Д Ш В
- Напряжение (у всех сейчас 12v);
- Тип (EFB\AGM\ итд);
- Емкость;
- Пусковой ток.
Напряжение и полярность
Под полярностью подразумевается расположение электродов на поверхности АКБ. Так, полярность может быть “прямой” и “обратной”. “Прямая” полярность предполагает расположение плюсовой клеммы слева, а минусовой — справа.
В свою очередь, напряжение определяет способность аккумуляторной батареи выполнять свои функции. Напряжение полностью заряженной АКБ составляет приблизительно 12,65В.
При этом критическим для АКБ считается заряд 12 вольт и менее. Если текущее значение меньше этой цифры, то запуск двигателя не рекомендуется во избежание сульфатации свинцовых пластин — основной составляющей части аккумуляторной батареи.
Тип батареи (АКБ)
Выделяют несколько типов батарей:
Сурьмянистые.
- Классический тип АКБ со свинцовыми пластинами, в которых содержится около 5% сурьмы. Сурьма способствует увеличенной выработке и удержанию электролита. Маркируется знаком “Sb”;
Малосурьмянистые.
- Аккумуляторные батареи со сниженным количеством сурьмы (от 2 до 4%). Преимущество этого типа АКБ сводится к невысокой цене. У них низкий уровень саморазряда, и они обладают относительно большим ресурсом;
Кальциевые.
- В отличие от сурьмянистых и малосурьмянистых, в этом типе аккумуляторов используется кальций в качестве активного металла. Характерная черта кальциевых аккумуляторов — низкий % выкипания электролита;
Гибридные.
- Промежуточный тип АКБ между кальциевым и сурьмянистым. Одна клемма гибридной аккумуляторной батареи покрыта сурьмой, а другая кальцием. Это позволяет ему сохранять достоинства обоих моделей. Срок службы гибридных аккумуляторов составляет около 5 лет;
Гелевые.
- Их особенность заключается в агрегатном состоянии электролита. Если во всех предыдущих типах (кислотных АКБ) электролит находится в жидком состоянии, то в этом типе аккумуляторных батарей он находится в виде геля. Это преимущество позволяет практически полностью исключить потерю электролита;
AGM.
- Один из наиболее эффективных типов АКБ. Часто устанавливается на автомобили с функцией “START/STOP”, они не требуют обслуживания. Активное вещество — абсорбирующий стекломатериал. Обладают повышенным ресурсом и долговечностью;
EFB.
- Промежуточная модель между кислотными АКБ и AGM. Если у AGM гелем пропитаны стекловолоконные маты, то у EFB электролит все еще жидкий и он вместе с утолщенными пластинами заключен в конверт из микроволокна, который защищает их поверхность от образования сульфатов и от коротких замыканий в результате осыпания активной массы;
Щелочные.
- Тип АКБ, оснащенный не свинцовыми, а никель-кадмиевыми или никель-железными пластинами. Обладают повышенной энергоемкостью. Обладают низкой степенью саморазряда, их можно долго хранить в разряженном состоянии.
Габариты
Подбирать аккумуляторные батарею необходимо, в том числе, исходя из размеров посадочного места. В то же время размер самой аккумуляторной батареи определяется, исходя из показателей ее энергоемкости (чем больше АКБ, тем больше у него возможности для заряда).
При этом существуют стандарты габаритов АКБ. В частности, существуют европейский, североамериканский, азиатский и южноамериканский стандарты.
В России чаще всего используют АКБ европейского типа. Европейские аккумуляторы всегда имеют ширину 175 мм, высота батареи кодируется буквой L (высота 190 мм) или LB (высота 175 мм), цифра от 0 до 6 после L/LB означает длину АКБ от 20 до 41 см (округленно).
Пусковой ток
Пусковой ток АКБ — это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Пусковой ток должен быть равен мощности АКБ. Для холодных российских зим рекомендуется выбирать аккумуляторы с большим уровнем пускового тока.
Срок службы АКБ
В зависимости от типа батареи, условий эксплуатации, необходимости или отсутствия необходимости в обслуживании, АКБ служат в среднем от 2-х до 5 лет. Наиболее мощные устройства (такие как AGM и EFB) могут работать и больше этого срока.
Срок хранения АКБ
С момента даты изготовления и до первого использования в автомобиле аккумуляторная батарея может находиться на складе при соблюдении условий хранения около 3 лет.
Правила использования АКБ
Главное правило, которым должны руководствоваться автомобилисты при использовании АКБ — поддержание аккумуляторной батареи в заряженном состоянии. Имеет значение и напряжение от генератора. Оно должен быть в пределах 13,9 – 14,4. Напряжение на клеммы – более 12,6 В.
АКБ нельзя переворачивать, держать на боку и подвергать каким бы то ни было механическим повреждениям.
Популярные бренды АКБ
АКБ какого бренда установлен у вас в автомобиле?
-
Выводы
При самостоятельном подборе аккумуляторной батареи необходимо ориентироваться не только на марку автомобиля, но и на будущие условия эксплуатации. Более мощные и долговечные АКБ стоят дороже обслуживаемых моделей. Вне зависимости от типа АКБ, на них на всех распространяется одинаковые правила использования.
Вопрос/Ответ
Для автомобиля аккумулятор наверно сердце №1. Именно от исправности и качества Аккумулятора можно прожить жизнь легко и непринужденно. У меня богатый опыт по аккумуляторам, каких фирм только не ставил. Из всех перечисленных в статье больше всех понравилась и дольше всех прослужила VАRТА, но батарея не дешевая. Главное, что я понял при работе с аккумуляторами — постоянно следить за плотностью и ее поддерживать подзарядками. Это гарантия, что не разморозите, не разрушите пластины и будет вам счастье
Тут не только нужно знать какой подходит к твоему авто, а ещё и что ты хочешь получить? Если финансы позволяют, то можно брать смело необслуживаемый, но он проработает 2,5-3 года всего, там уже всё залито и не париться с ним. Так многие делают, пользуются, а потом просто сдают его в приёмку и всё) По мне такой вариант лучше, чем волокититься потом — это надо ещё дистиллированную воду и электролит менять или заливать)
Аккумулятор VАRТА, конечно мне тоже попадался и понравился. Предлагали его всегда и везде, особенно новичкам) Но по опыту уже 15 лет и на разных машинах и при разных условиях эксплуатации, хочу сказать, что не обязательно покупать дорогие. Если соблюдать инструкцию по эксплуатации, не перегревать и не пересушивать его, то вот один дешёвый у меня отходил 10 лет.
Мне из всяких тут описанных марок больше понравился Mutlu, два раза такие были) Важно когда выбираешь, то учитывать рекомендации по характеристикам, какой нужен для твоего автомобиля. Нельзя ставить слишком мощный, будет гореть проводка. А если слабый поставить., то он и работать будет с нареканиями и прослужит недолго и — это я не имею ввиду, что вообще можно поставить не предназначенный для этой машины.
Как по мне, то экономить на АКБ точно нет никаких смысла, поэтому лучше обращать внимание только на лучших производителей. Хотя и не призываю брать самые дорогие варианты. Просто у меня не раз уже такое было, когда взял простенький аккумулятор, а он часто барахлил…
Готов поспорить, лучше аккумулятора Bosh — не найти. Купил с посеребрёнными пластинами и не требующий обслуживания, посоветовал консультант. Вот уже 7 годочков аккумулятор у меня оттрудился. Да по цене он раза в два дороже обычного, но зато и срок службы соответствующий — пока намёков на то что он у меня «умирает», нет. На мой взгляд необслуживаемая АКБ — это актуально, сейчас никто не возится с батареями, да и гаражей то у людей нет, где можно подливать кислоту, заряжать.