Содержание
КАМА — это бренд российских шин бюджетного класса, история которого началась ещё в середине XX века. Сегодня же компания Нижнекамскшина является самым популярным производителем нашей страны. По итогам 2022 года она заняла 38 место в общемировом рейтинге, достигнув оборота 9,6 млрд ₽ с показателем чистой прибыли 953 млн ₽. Главный конкурент, акционерное общество Кордиант, расположился на 44 строчке, уступив по основным показателям порядка 11%. Под торговой маркой KAMA выпускают шинную продукцию для:
- Легковых автомобилей;
- Грузовиков;
- Коммерческого транспорта;
- Квадроциклов;
- Сельскохозяйственной и индустриальной техники.
В данной статье мы рассматриваем основные этапы советской и современной истории торговой марки КАМА. Также вы можете ознакомиться с основной информацией о бренде, производстве и флагманских моделях бренда из разных категорий.
КАМА: история
Основание КАМА и первые шины
История KAMA ведёт отсчёт с 1967 года, когда руководство СССР приняло решение о строительстве крупного завода по производству автомобильной резины. Его местоположение было выбрано не случайно. Город Нижнекамск имеет удобное транспортное сообщение с Тольятти и Ульяновском, а именно обеспечение заводов ВАЗ и УАЗ шинами было главной целью масштабного проекта. Уже в мае 1968 года был заложен фундамент будущего предприятия.
Строительство и параллельная разработка шины были завершены ударными темпами. В 1973 году Нижнекамский шинный завод показал свою первую модель — УК-13. Это была камерная покрышка без рисунка протектора с крайне ограниченной функциональностью. Однако именно ей начали комплектовать все актуальные на то время модели Жигулей: 2101, 2102 и 2103.
Расширение ассортимента
За небольшой промежуток времени нижнекамское предприятие запустило серийное производство шин для моделей УАЗ и Москвич. В 1975 году оборудование было модернизировано для выпуска грузовых покрышек, предназначенных для автомобилей Урал.
Вскоре в Татарстане открылось ещё одно масштабное производство — с конвейера в Набережных Челнах начали сходить первые КАМАЗы. Значительно выросшая потребность в шинах привела к их дефициту, для преодоления которого был построен ещё один завод, работавший исключительно в грузовом сегменте. Так было создано объединённое предприятие Нижнекамскшина, название которого сохранилось до нашего времени.
Зарождение бренда
После распада Советского Союза компания лишилась большей части государственной поддержки и в 1994 году была реорганизована в акционерное общество. Это позволило привлечь инвестиции и сохранить высокие объёмы производства. В 1997 году была завершена регистрация товарного знака, что ознаменовало появление нового бренда на российском рынке.
До конца XX века Нижнекамскшина открыла дочернее предприятие Торговый дом КАМА. Его основными задачами были продвижение и реализация шин торговой марки на территории России, стран СНГ и ближнего зарубежья. Вскоре была организована масштабная дилерская сеть с единым координационным центром.
Современная история
В 2004 году при поддержке Pirelli компания зарегистрировала ещё один бренд KAMA Euro. Для разработки этих шин было впервые использовано комплексное компьютерное моделирование, а технологический процесс приведён к ведущим мировым стандартам. Вскоре был основан собственный научно-технический центр бренда, открывший новые возможности для разработки моделей, проектирования оборудования и анализа сырья. К 2007 году Нижнекамскшина достигла отметки в 300 млн выпущенных шин за всю историю.
Среди современных достижений бренда можно отметить:
- 2010 — выпуск шин с цельнометаллическим кордом для многотоннажных грузовиков (с учётом двукратного восстановления ресурс достигает 700 000 км);
- 2012 — производство модели для первичной комплектации седанов Volkswagen Polo российской сборки;
- 2015 — открытие совместного предприятия с итальянским производителем Marangoni, одним из крупнейших игроков в грузовом сегменте;
- 2018 — создание корпоративного бренда KAMA Tyres, объединившего все дочерние предприятия в единую структуру.
КАМА: чей бренд?
С 2001 по 2022 год собственником Нижнекамскшины была корпорация Татнефть, а деятельность всех шинных подразделений координировала специально созданная управляющая компания Татнефть-Нефтехим. Весной 2022 года все профильные активы были проданы государственной компании Татшина, учредителем которой является республика Татарстан. Именно она стала главным акционером KAMA Tyres с долей более 80%.
Где производят шины КАМА
Производство шин KAMA Tyres осуществляется на двух заводах в России:
- Нижнекамскшина — выпускает легковые и легкогрузовые модели с посадочным диаметром от 13 до 17 дюймов. Оснащён собственным цехом вулканизации. Поставляет более 250 спецификаций резины КАМА и дочерних брендов.
- Нижнекамский завод грузовых шин — специализируется на ЦМК-моделях, предназначенных для грузовых автомобилей и спецтехники. Оснащён полностью автоматизированной линией, обеспечивающей производительность до 4,5 млн единиц в год. Специальное оборудование позволяет до 2 раз восстанавливать шины холодным методом, продлевая их ходимость.
Топовые модели шин КАМА
- Flame M/T. Внедорожные шины, относящиеся к категории Mud Terrain, стали новинкой летнего сезона 2023 года. Их невероятно прочная конструкция отвечает требованиям наиболее массивных полноприводных авто — предельная грузоподъёмность комплекта варьируется от 2,9 до 4 тонн в зависимости от типоразмера. Глубокий протектор и рельефные боковины позволяют преодолевать как жёсткий, так и размытый грунт.
- 221. Легковая летняя модель в первую очередь примечательна универсальностью применения. Химический состав компаунда и «цепкая» структура протекторной части позволяют использовать шины на любом типе поверхности. В регионах с тёплыми зимами они подходят для круглогодичной эксплуатации. Перекрёстная система дренажных канавок способствует быстрому самоочищению пятна контакта.
- Euro LCV-520. Зимняя шипованная модель разработана для коммерческого транспорта (легкогрузовых фургонов и микроавтобусов). Среди главных достоинств резины можно отметить хорошую управляемость, продольную и поперечную устойчивость при полной загрузке транспортного средства. Умеренная ошиповка повышает тягово-сцепные свойства, не причиняя ущерба дорожному полотну.
- Alga (НК-531). Ещё одна зимняя шипованная модель предназначена для эксплуатации на компактных легковых авто с посадочным диаметром колёс от 13 до 15 дюймов. Оригинальное V-образное расположение протекторных шашек направлено на эффективный отвод снежной шуги от контактной зоны. Объёмные зигзагообразные ламели оказывают поддержку шипам, повышая качество сцепления на льду и раскатанном снегу.
Логотип КАМА
Логотип бренда выполнен в виде текстового наименования KAMA Tyres — белые и синие буквы на контрастном фоне. Опционально он может быть дополнен фирменным слоганом компании: «Экспертиза. Уверенность. Лидерство». Для каждого из суббрендов разработан собственный логотип, органично вписывающийся в корпоративную стилистику.
Итоги
KAMA является одним из самых успешных российских брендов в шинной индустрии. Помимо бюджетной резины для легковых авто, под торговой маркой выпускаются функциональные грузовые шины с цельнометаллическим кордом. Стабильно высокий уровень продаж говорит о признании продукции бренда автомобилистами России и множества зарубежных стран.