Содержание
Концерны Южной Кореи совместными усилиями выпускают 3–4 млн автомобилей в год. По объёму производства корейский автопром занимает 5 место в мире, которое время от времени делит с Германией. Для снижения себестоимости своих авто местные компании вынесли значительную часть производственных мощностей в страны Восточной Европы и Средней Азии.
История южнокорейского автопрома началась сравнительно недавно, в 1955 году. Первой моделью стал автомобиль Sibal, который собирали вручную из списанных комплектующих американских военных джипов. Спустя 5 лет в стране было налажено производство деталей, и внедорожник достиг уровня локализации в 84%.
В 1962 году новый президент страны Пак Чон Хи взял курс на индустриализацию страны. Одной из основных составляющих программы стало развитие автомобилестроения. Первой государственную лицензию получила компания Saenara Motors, после чего начала собирать авто из комплектующих седанов и универсалов Nissan Bluebird.
В 1967 лицензии на производство получили сегодняшние лидеры рынка — Hyundai и KIA. Попытки начать выпускать хотя бы собственные двигатели не увенчались успехом, и новые концерны продолжали собирать автомобили из импортных материалов, заключив соглашения с Toyota и Ford.
Стремительное развитие автопрома началось в 1974 году благодаря реализации новой госпрограммы субсидирования. Компании получали финансирование, если выполняли планы производства и экспорта своей продукции. К началу 80-х корейские автомобили почти на 100% собирались из запчастей местного производства. Выход и закрепление на североамериканском и европейском рынке привели к тому, что к началу 90-х объём производства достиг 1 млн автомобилей в год.
Сегодня корейский автопром занимает одно из доминирующих положений в мире. Местные компании больше не ограничиваются массовым сегментом и всё чаще выпускают премиальные модели высокого качества.
Все марки корейских автомобилей
Несмотря на внушительные объёмы производства, в Южной Корее собирают автомобили всего 5 торговых марок:
- Daewoo;
- KIA;
- Hyundai;
- Genesis;
- SsangYong.
Daewoo
Компания Daewoo, что в переводе с корейского означает «Большая Вселенная», была основана в 1967 году. Изначально предприятие занималось выпуском электроники, бытовой техники и оружия, а также оказывало широкий спектр услуг по развитию бизнеса. Автомобильное производство началось в 1972 году в результате реструктуризации концерна Shinjin и открытия совместного предприятия с General Motors.
Долгое время объединённая компания выпускала исключительно автомобили по лицензии GM. Только в 1990 году была представлена первая собственная модель — Daewoo Espero. Просторный семейный седан вскоре дебютировал на немецком рынке, сразу получив признание покупателей. Вскоре локализованные версии Espero начали собирать в России, Румынии и Польше.
Ещё одним успешным проектом 90-х стала модель Nexia. Седан малого класса несколько лет экспортировался в США и Канаду. После 1995 года производство перенесли в Узбекистан и Россию, благодаря чему модель быстро завоевала популярность в странах СНГ.
Daewoo предприняла попытку войти в премиальный сегмент, начав выпуск модели Leganza на базе Opel Senator. За доработку внешнего вида авто отвечало известное итальянское ателье Italdesign. Автомобиль с базовым круиз-контролем и полным электропакетом стёкол и зеркал был тепло встречен в Европе и США. В России собирался аналог данной модели под названием Кондор.
В 1998 году экономику Южной Кореи затронул региональный финансовый кризис. Daewoo так и не смогла оправиться от его последствий, и в 2002 активы компании полностью перешли в собственность General Motors. Сегодня производственные мощности марки рассредоточены по разным странам мира. Производство и поставку новых авто в Россию обеспечивает узбекистанская «УзДэу», в том числе под маркой Ravon.
Примеры моделей Daewoo:
- Matiz — миниатюрный переднеприводный хэтчбек изначально разрабатывался для Fiat, однако в модернизированном виде начал выпускаться южнокорейским концерном. Первое поколение автомобиля оснащали экономичным 0,8-литровым бензиновым двигателем мощностью 51 л.с. Новое поколение поставляется в Россию с названием Chevrolet
- Spark. Автомобиль отличает удлинённая колёсная база, более современный кузов и высокие показатели безопасности.
- Gentra — автомобиль изначально выпускался как четырёхдверный седан, после чего появились модификации в виде трёх- и пятидверного хэтчбека. Последнее поколение модели является переработанной версией Chevrolet Lacetti. Опционально в автомобиль можно установить круиз-контроль, несколько парктроников и полный электропакет.
- Nubira — до рестайлинга 2002 года автомобиль выпускался в 3 вариантах кузова: седан, хэтчбек и универсал. Обновлённая модель является аналогом Lacetti, доработанным итальянской студией Pininfarina. Авто оснащают бензиновыми двигателями объёмом 1,4–1,8 литра с максимальной мощностью от 95 до 122 л.с.
KIA
Предшественница KIA, компания Kyungsung Precision, была основана в 1944 году. Сфера деятельности предприятия ограничивалась производством велосипедов и мотоциклов по лицензии Honda. В 1961 году при поддержке Mazda был создан первый трёхколёсный прообраз легкового автомобиля.
Компания запустила собственное производство в 1974 году. Первой моделью KIA стал небольшой седан Brisa, который впоследствии получил статус народного автомобиля и первым в стране достиг миллионной отметки продаж. Экспортные успехи концерна ознаменовались выходом хэтчбека Brisa на североамериканский рынок.
В 1997 году KIA презентует второе поколение модели Sephia, которое стало первой эксклюзивной разработкой предприятия. Автомобиль имел большое количество модификаций для рынков разных стран мира, а в России продавался под названием Spectra. Наступивший экономический кризис привёл к объединению с главным конкурентом и созданию группы компаний Hyundai Kia.
В 2006 году KIA получила собственный фирменный стиль, разработанный немецким дизайнером Петером Шрайером, известным по работе над Audi и Volkswagen. Главной отличительной чертой новых авто стала агрессивная радиаторная решётка под названием «Нос тигра».
Сегодняшний модельный ряд KIA включает порядка 30 наименований легковых авто от бюджетного до представительского класса. Кроме того, компания выпускает небольшие фургоны и междугородние автобусы с посадкой до 50 мест.
Примеры моделей KIA:
- Sportage — четвёртое поколение компактного кроссовера является одним из самых популярных представителей класса SUV в России. Автомобиль имеет просторный салон и багажник объёмом до 491 литра при разложенных сиденьях. Модель хорошо адаптирована как для поездок в динамичном городском цикле, так и для загородных путешествий по грунтовым дорогам. Функционал базовой комплектации включает 6 систем безопасности, подогрев руля и лобового стекла, а также электроусилитель руля.
- K9 — четырёхдверный седан премиального класса. В Россию модель официально поставляется только в топовой комплектации с 249-сильным бензиновым двигателем V6. Салон авто обтянут кожей наппа и имеет вставки из благородных сортов дерева. Мультимедийная система включает 14-дюймовый дисплей на центральной панели и отдельные мониторы для задних пассажиров.
- Rio-X — яркий хэтчбек, стилизованный под кроссовер. Внедорожные функции автомобиля обеспечивает клиренс 195 мм. Почти во всех комплектациях, кроме 2 базовых, модель оснащают 123-сильным двигателем, поддерживающим разгон до 183 км/ч. Среди комфортных опций авто: передний и задний парктроники, адаптивный круиз-контроль и поддержка безключевого доступа.
- Soul — недорогой дизайнерский автомобиль класса SUV. Модель оснащается комплексом систем безопасности Drive Wise, который включает удержание в полосе, контроль слепых зон и автоматическую систему экстренного торможения. Обновлённый Soul отличает современная передняя и задняя светодиодная оптика.
Hyundai
Компания Hyundai была основана в 1947 году и изначально занималась выпуском речной и железнодорожной техники. Через 20 лет глава фирмы, предприниматель Чон Чжу Ён, смог получить лицензию на выпуск автомобилей. Вскоре была налажена массовая сборка аналогов легковых моделей Ford Granada и Cortina, а также малотоннажного грузовика D-750.
Концерн выделил значительные средства на исследовательскую деятельность, и в 1976 году с конвейера ссошёл первый самостоятельно разработанный лифтбек Hyundai Pony. Модель произвела фурор на Туринском автосалоне и стала главной составляющей лидерства корейского предприятия.
В 80-х компания открывает представительства в Канаде и США, и вскоре презентует первое поколение седана Sonata с двигателями от Mitsubishi. В рамках стратегии перехода на собственные комплектующие Hyundai выпускает двигатели Alpha, которыми оснащает стильный седан Elantra.
После объединения с KIA Motors компания значительно обновляет популярную серию Accent и представляет модернизированный внедорожник Galloper. Сотрудничество с транснациональным холдингом DaimlerChrysler привело к открытию крупнейшего в мире автомобильного завода в корейской метрополии Ульсан.
Двухтысячные годы знаменуются выходом компактного кроссовера Tucson и представительского седана Equus, а также первых гибридов Getz и Accent. Торговая марка открыла первое представительство в СНГ и завершила строительство завода в Санкт-Петербурге. Сегодня модельный ряд Hyundai включает легковые авто нескольких классов, минивэны и фургоны.
Примеры моделей Hyundai:
- Santa Fe — комфортабельный кроссовер поставляется в 4 комплектациях. Базовая версия имеет двухзонный климат-контроль и подогрев руля, а топовая может похвастаться системами удержания в полосе и распознавания дорожных знаков, а также автоматическим торможением при опасном сближении с препятствием. Крупные габариты модели позволяют опционально добавить третий ряд кресел.
- Staria — элегантный минивэн с необычным обтекаемым кузовом. В первую очередь модель привлекает внимание тонкими ходовыми огнями, расположенными на обычном месте фар ближнего света. Основная же передняя оптика «спрятана» в область радиаторной решётки. Внутреннее пространство авто укомплектовано 7–8 индивидуальными креслами с 12 параметрами настройки.
- Palisade — самый большой кроссовер в модельном ряду Hyundai. Массивности автомобилю добавляет исполинский дизайн с огромной решёткой радиатора и несколькими рядами светодиодной оптики. Бензиновый 250-сильный двигатель V6 топовой комплектации разгоняет авто с нуля до сотни всего за 8,1 секунды.
- Creta — рестайлинговая версия популярного кроссовера была представлена в 2021 году. Новое поколение модели получило необычное оформление передней части в виде единой лепестковой композиции из радиаторной решётки и фар ближнего света. Интерьер авто оформлен в приятном стиле с пластиковыми вставками, стилизованными под дерево.
Genesis
Подразделение концерна Hyundai KIA было открыто в 2015 году для разработки автомобилей исключительно премиального сегмента. Появлению суббренда поспособствовал выпуск модели Hyundai Genesis 2008 года. Спортивный седан успешно продавался по всему миру, а в США вошёл в топ-3 самых популярных авто своего класса. Второе поколение выходило уже с собственным логотипом Genesis с распахнутыми крыльями.
В 2022 году институт дорожной безопасности США IIHS присвоил автомобилям Genesis высшую категорию — Top Safety Pick+. Тестирование включает несколько типов краш-тестов, оценку функционала систем помощи в экстренных ситуациях и качества головной оптики. Специалисты первой премиальной южнокорейской марки выпускают седаны и кроссоверы, а также разрабатывают купе и лимузин.
Примеры моделей Genesis:
- G70 — динамичный полноприводный седан с лаконичным дизайном от бывшего разработчика Lamborghini. Классический кузов авто дополнен крупными ячейками решётки радиатора и агрессивными передними фарами. Автомобиль поддерживает 5 режимов движения, 1 из которых водитель может настроить самостоятельно. Салон обшит кожей наппа со стильными алюминиевыми вставками.
- GV80 — первый кроссовер торговой марки сочетает высочайшие показатели комфорта и безопасности. Автомобиль оснащают сенсорным контроллером в переднем подлокотнике, который облегчает управление функциями. Модель имеет систему предотвращения столкновений на высокой скорости и помогает при выезде с парковки задним ходом.
- G90 — флагманский седан Genesis, который по качеству исполнения конкурирует с лучшими представителями роскошного сегмента. Задние пассажиры могут наслаждаться широким функционалом настройки кресел и обширным пространством, которое расширено ещё больше в конфигурации L. Топ комплектация модели имеет 5-литровый бензиновый двигатель V8, который поддерживает разгон до первой сотни за 5,7 секунды.
SsangYong
Сеульская компания начала свою работу в 1954 году под названием Dong-Hwan и занималась производством внедорожников для нужд армии, а затем грузового и коммерческого транспорта. В 1988 после присоединения к корпорации SsangYong, что в переводе означает «Два Дракона», началась разработка легковых автомобилей под одноимённой маркой.
Первым автомобилем SsangYong стал полноприводный внедорожник Korando Family с клиренсом 200 мм. Популярность модели обеспечила компании мировое признание, что вскоре привело к началу совместных разработок с концерном Daimler-Benz. Результатом стал выпуск спортивной модели в классическом стиле Kallista, дизельного внедорожника Musso и представительского седана Chairman.
После начала двухтысячных предприятие столкнулось с финансовыми трудностями. Несколько лет оно принадлежало Daewoo, после чего перешло в собственность китайской корпорации SAIC, в составе которой впервые объявило о банкротстве. Возрождением марки занялся индийский холдинг Mahindra, который спонсировал разработку минивэна Korando Turismo. Сегодня активы бренда находятся под внешним управлением группы корейских компаний, которые инвестировали значительные средства в модернизацию производства и разработку новых авто.
Примеры моделей SsangYong:
- Korando — переднеприводный кроссовер, который стал продолжением серии Actyon, получив классическое название первой модели концерна. Автомобиль имеет хорошее базовое техническое оснащение: подогрев и вентиляцию кресел, контроль рядности движения и адаптивный круиз-контроль с множеством радаров.
- Rexton — рамный внедорожник с базовым задним и опциональным полным приводом. Автомобиль имеет внушительный клиренс 225 мм, что существенно расширяет его возможности на пересечённой местности. Длина модели достигает 5 метров, что позволяет выбрать 7-местную компоновку салона. Авто отличает многофункциональный четырёхспицевый руль и нефиксируемый селектор переключения передач.
- Musso — третье поколение знаменитой дизельной модели выпускается в кузове пикап. Обновлённый «Носорог» имеет комфортную пятиместную кабину, одну из самых просторных в данном классе. Все комплектации модели, кроме базовой, оснащают мультимедийной системой с 8-дюймовым тачскрином и возможностью подключения смартфонов Android и Apple.
Итоги
За несколько десятков лет автомобилестроение Южной Кореи совершило скачок от кустарной сборки американских авто до попадания в топ-5 стран по объёму производства. Несмотря на малое количество брендов, корейские автоконцерны охватывают все ценовые сегменты и предлагают продукты, отвечающие самым разным требованиям автолюбителей.