Содержание
Lassa — это бренд турецких шин для автомобилей, который был основан во второй половине XX века. Сегодня продукцию марки выпускает компания Brisa — крупнейший производитель шин страны и заметный участник мирового рынка. В рейтинге топ-компаний 2022 года Бриса расположилась на 43 месте. С оборотом порядка $750 млн ей удалось обойти российский Кордиант и несколько развивающихся компаний из Китая. Ассортимент Ласса составляют летние, зимние и всесезонные модели для:
- Легковых авто;
- Машин категории SUV;
- Коммерческого транспорта;
- Сельскохозяйственной техники;
- Строительного оборудования.
В данной статье мы рассказываем о главных этапах ранней и современной истории Ласса, а также приводим краткие обзоры топовых моделей бренда.
Lassa: история
Основание Lassa и первые шины
Компания Lassa была основана в 1974 году. Название было выбрано путём сокращения турецких слов lastik и sanayi, что в переводе на русский язык означает «шинная промышленность». Строительство завода в Измите и разработка первых моделей осуществлялись при комплексной поддержке американского производителя BFGoodrich, который в те годы переживал самый настоящий технологический расцвет.
В 1979 году Ласса выпустила первую в Турции радиальную шину со стальным кордовым слоем. Модель была хорошо принята местными автомобилистами, что отразилось на высоком уровне продаж. В последующие годы компания представила:
- Зимнюю резину;
- Шины для складских погрузчиков;
- Первую серию, соответствующую требованиям Европейской комиссии.
Благодаря высокому качеству продукции уже в 80-х производитель достиг отметки 5 млн экспортируемых шин в 32 страны мира.
Сотрудничество с Bridgestone и современная история
В 1988 году компанию BFGoodrich, главного стратегического партнёра Lassa, выкупила Michelin. Поддержка турецкого производителя не входила в планы руководства французского концерна, поэтому Ласса срочно начала поиски нового компаньона. Им стал японский технологический гигант Bridgestone, который согласился открыть совместное предприятие Brisa. Название было выбрано путём объединения Бриджстоун и Сабанджи (фамилия владельцев торговой марки).
В 1991 году на турецком заводе производили преимущественно японские модели, предназначенные для европейского рынка. Однако слияние позволило сохранить бренд и открыть для него новые возможности. Всего через несколько лет производительность достигла 2 млн шин в год, а о торговой марке узнали далеко за пределами Европы.
Начало XXI века стало эпохой инноваций в истории Brisa. В 2005 году производственная площадь была увеличена до 30 гектаров. Вскоре и этих размеров оказалось недостаточно для обеспечения спроса, поэтому компания начала строительство второго завода в городе Аксарай. Кроме того, был открыт международный научно-исследовательский центр.
Для наглядной демонстрации возможностей своей резины Ласса основала собственную гоночную команду, участвующую в 2 автоспортивных дисциплинах: ралли и дрифт. В 2015–2019 годах бренд Lassa был титульным спонсором баскетбольного, мини-футбольного и гандбольного клуба Барселона.
Lassa: чей бренд?
Бренд Lassa принадлежит турецко-японскому предприятию Brisa. Компания координирует межнациональную сеть дилерских центров, которая охватывает более 80 стран в разных частях мира. Научно-исследовательский центр, открытый при поддержке Bridgestone, имеет все возможности для моделирования и лабораторного тестирования моделей шин европейского качества.
В каких странах находятся заводы Lassa
Шины Ласса выпускают на 2 турецких заводах в Измите и Аксарае. Отдельного упоминания заслуживает аксарайское предприятие. Оно оборудовано одной из самых больших в Европе автоматизированных производственных линий полного цикла. От первого до последнего этапа шины ни разу не касаются пола, а на выпуск одного экземпляра уходит менее 3 секунд. Система производственного менеджмента Бриджстоун позволяет удерживать процент брака на уровне статистической погрешности.
Топовые модели шин Lass
Driveways Sport. Летняя модель, представленная в 2022 году, разработана для динамичной эксплуатации на легковых автомобилях. Высокие скоростные характеристики обеспечивает асимметричный рисунок протектора — центральные рёбра способствуют точной управляемости и курсовой устойчивости, а плечевые блоки повышают безопасность во время маневрирования. Несмотря на формальную принадлежность к бюджетному классу, журнал AutoBild в рамках большого сравнительного теста высоко оценил свойства шин, присвоив им 25 место из 50. По эффективности торможения на мокром и сухом асфальте модель обошла множество представителей средней ценовой категории.
Competus A/T 2. Ещё одна новинка 2022 года создана для всесезонного использования на кроссоверах и внедорожниках. Шины в равной степени оптимизированы для поездок по бездорожью и асфальту. За их проходимость отвечают массивные центральные блоки изогнутой формы, а также особенно широкие плечевые шашки, оснащённые развитой системой грунтозацепов. Эти же конструктивные особенности, а также продуманная ламелизация и адаптивный компаунд обеспечивают эффективность на заснеженных участках. Благодаря высокому профилю и усиленному каркасу шины способствуют комфортному и безопасному движению по дорогам с дефектами.
Competus Winter 2. Второе поколение зимней нешипованной модели заметнее всего проявляет свои качества при эксплуатации с SUV-автомобили, но также может использоваться и с легковушками. В общей сложности доступно более 30 типоразмерных модификаций с посадочным диаметром от 15 до 30 дюймов. Шины позволяют сохранять устойчивость на скользких дорогах, так как разнонаправленные сцепные кромки и объёмные зигзагообразные ламели в значительной мере компенсируют отсутствие шипов. V-образная система дренажных канавок предотвращает пробуксовку колёс при экстренном торможении, а также противодействует аквапланированию.
Iceways 2. Недорогие зимние шипованные шины разработаны для компактных и среднеразмерных легковых авто с диметром дисков от 13 до 17 дюймов. Рисунок протектора и строение боковин созданы на основе популярной в прошлые годы модели от Bridgestone — Ice Cruiser 7000. Однако для новой генерации турецкие и японские специалисты выбрали более современный компаунд, доработали конструкцию шипов и дополнительно укрепили каркас. Это позволило улучшить все основные характеристики безопасности и ещё больше адаптировать шину к сложным климатическим и дорожным условиям.
Логотип Lassa
Логотип бренда выполнен в виде развевающегося красного флага с белой полосой, который также символизирует рельефный участок дороги. После главного элемента расположено текстовое наименование Lassa. В некоторых случаях производитель использует слоган «Together in every mile» — «Вместе на каждой миле».
Итоги
Не столь длинная, но более чем насыщенная история Lassa показывает важность технологического сотрудничества, которое зачастую является единственным шансом достичь значительных успехов для небольших компаний. Шины Ласса относятся к бюджетному классу и не могут конкурировать с премиальными брендами, однако их часто выбирают спокойные водители, которые ценят практичность и надёжность.