Содержание
- 1Маркировка типоразмера
- 2Маркировка индекса скорости
- 3Маркировка индекса нагрузки
- 4Маркировка сезонности
- 5Зимняя резина
- 6Всесезонная резина
- 7Дождевая резина
- 8Маркировка типа протектора
- 9Маркировка о наличии камеры
- 10Маркировка страны-производителя
- 11Маркировка даты производства
- 12Дополнительные варианты маркировки
- 13Итоги
Производители шин наносят на обод маркировку, чтобы покупатель сразу понимал характеристики и особенности модели. К основным параметрам относятся типоразмер и сезонность, а всего их может быть более 15. Чем больше подсказок изготовитель наносит на покрышку, тем проще автомобилисту выбрать подходящую резину. Важно уметь правильно читать эту информацию с учётом того, что маркировочные стандарты в разных регионах отличаются друг от друга.
Маркировка типоразмера
Типоразмер шины — самый первый параметр, на который нужно обращать внимание. Если ошибиться с ним, покрышки не будут обеспечивать безопасность во время движения или попросту не налезут на диск. Допустимые типоразмеры указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля в таком виде: 225/55/R18. Эти три показателя означают:
- Ширину шины;
- Высоту профиля;
- Диаметр и тип конструкции.
Первое число, в данном случае 225, показывает ширину профиля в миллиметрах. Расстояние между боковыми частями покрышки влияет на ходовые качества автомобиля. Широкие шины способствуют быстрому разгону и улучшают управляемость на скорости, но с большей вероятностью уходят в аквапланирование.
Высоту профиля указывают не в миллиметрах, а в процентах от ширины. Относительную величину используют, чтобы не усложнять маркировку дробями. В нашем примере высота равна 123,75 мм (225*0,55). Низкопрофильную резину используют для быстрой езды по ровному асфальту, высокий профиль повышает устойчивость на неровной дороге.
В третьем показателе число определяет величину внутреннего диаметра покрышки в дюймах, а буква — принцип расположения нитей корда. R18 — шина с радиальным каркасом и размером 18 дюймов. Диагональный тип конструкции обозначается буквой D и почти не используется для покрышек легковых автомобилей.
В США маркировка типоразмера шин для внедорожников и небольших грузовиков отличается от универсальной европейской. В ней поочерёдно перечислены внешний диаметр, ширина профиля и посадочный диаметр, все величины указаны в дюймах. Дополнительные буквенные символы P или LT означают легковой и грузовой автомобиль соответственно. Для быстрого перевода маркировки в метрическую систему можно использовать шинный калькулятор.
Маркировка индекса скорости
Индекс скорости шины определяют производители на этапе проектирования, а затем подтверждают его стендовыми и полевыми испытаниями. Он показывает, насколько быстро можно разгонять автомобиль без угрозы безопасности вождения и преждевременного износа резины. На неровном асфальте скорость не должна быть выше 90% от максимально допустимой.
Маркировка индекса скорости универсальна во всём мире. Она обозначается латинскими буквами, где A — самый маленький предел в 5 км/ч, а Y — максимальный, 300 км/ч. Особенности показателей:
- A–P, от 5 до 150 км/ч. Покрышки для спецтехники и тяжёлого грузового транспорта.
- Q–S, от 160 до 180 км/ч. Шины для внедорожников и малотоннажных грузовиков.
- T, U, H, 190–210 км/ч. Распространённые маркировки для легковых авто. Обратите внимание, что буква H означает более высокий предел, чем U.
- V–Y, от 240 до 300 км/ч. Высокоскоростная резина для легковых автомобилей.
- VR, ZR и Z — шины для спорткаров, которые показывают высокую эффективность на скорости более 210, 240 и 300 км/ч соответственно.
Индекс скорости рассчитывается в соотношении с коэффициентом нагрузки. Они указываются вместе после типоразмера в таком формате — 91H.
Маркировка индекса нагрузки
Индекс нагрузки показывает максимальную грузоподъёмность одной покрышки. Он определяется числом от 0 (45 кг) до 209 (18,5 т). Чтобы посчитать предельную нагрузку легкового автомобиля, необходимо взять значение коэффициента из таблицы, умножить его на четыре и вычесть собственный вес машины. Если покрышки с индексом 100 Li установлены на автомобиль массой 1,5 т, грузоподъёмность составит 1700 кг с учётом водителя и пассажиров (800*4-1500).
Обычно производители указывают индекс нагрузки с запасом 10-20%. Кратковременное превышение предела скорее всего не приведёт к повреждениям шин, но регулярные поездки на перегруженном автомобиле крайне нежелательны. Оптимальный индекс нагрузки указан в инструкции по эксплуатации.
Маркировка сезонности
Маркировка сезонности показывает, при каких погодных условиях использование шины будет наиболее эффективным и безопасным. Тип резины можно определить по символам.
Зимняя резина
Маркируется значком снежинки внутри скалы с 3 вершинами или надписью Winter. Обязательно сопровождается дополнением M+S (от английского mud + snow, грязь и снег). Если оба условия соблюдены, значит компаунд достаточно устойчив к отрицательным температурам, а протектор адаптирован к езде по заснеженной и заледеневшей дороге.
Всесезонная резина
Этот тип легко отличить по соответствующим знакам:
- AS — any/all season, для любого сезона;
- RW — road and winter, для сухой и заснеженной дороги;
- AW — any weather, для любой погоды;
- A.G.T. — all grip traction, универсальные тягово-сцепные характеристики.
Маркировка может сопровождаться упомянутым выше знаком M+S, если резина удерживает сцепление на грязном снегу.
Дождевая резина
Летние покрышки для мокрых дорог маркируют значком зонтика или надписями Aqua, Water, Rain и подобными. Дождевые шины не всегда сопровождаются маркировкой. В этом случае отличить их помогут глубокие каналы для отвода жидкости, большое количество ламелей и низкий профиль.
Обычная летняя резина не имеет маркировки сезонности. От зимних и всесезонных моделей она отличается большей жёсткостью и меньшей глубиной рисунка протектора.
Маркировка типа протектора
Маркировку типа протектора наносят на шины с асимметричным и направленным рисунком. Такие протекторы повышают курсовую устойчивость и обеспечивают защиту от дождя — противодействуют аквапланированию и сокращают тормозной путь на мокрой дороге. Для выполнения этих функций покрышки должны быть установлены с правильной стороны. Определить её помогает маркировка:
- Outside (Side facing out) — внешняя сторона
- Inside (Side facing inwards) — внутренняя сторона.
- Left и Right — установка с левой или правой стороны автомобиля.
- Rotation — стрелка рядом с надписью указывает направление вперёд.
Маркировка о наличии камеры
Большинство шин для легковых автомобилей бескамерные. Благодаря своей конструкции они плотно прилегают к диску, образуя камеру собственным внутренним объёмом. Покрышки камерного типа распространены на двухколёсных транспортных средствах, автобусах и грузовых машинах. Определить тип можно визуально, но производители иногда наносят на шины поясняющую маркировку:
- Tubeless — бескамерные;
- Tube Type — камерные.
Маркировка страны-производителя
Маркировка страны, в которой была произведена покрышка, может быть как развёрнутой, например Made in China, так и зашифрованной в виде кода страны и завода-изготовителя.
Разобраться в происхождении шины помогут первые два символа после аббревиатуры DOT — стандарта Министерства транспорта США. Некоторые производители указывают расшифровку DOT-кодов на официальном сайте, в остальных случаях помогут специальные ресурсы с таблицами и мобильные приложения.
Маркировка даты производства
Дату производства можно узнать с помощью всё того же кода DOT. На неё указывают последние четыре цифры. Обратите внимание, что дата указывается не в привычном формате месяц-год, сначала идёт указание порядкового номера недели. Маркировка 1313 означает, что шина была изготовлена с 25 по 31 марта, на 13 неделе 2013 года.
Дополнительные варианты маркировки
Производители стремятся отобразить на боковой части как можно больше преимуществ и особенностей шины, что особенно актуально для премиальных моделей. Для этого они используют дополнительные символы маркировки.
- Reinforced — усиленная шестислойная шина с повышенной грузоподъёмностью. Может обозначаться аббревиатурой RF после показателей типоразмера, например 215/75/R15RF.
- XL и ExtraLoad — повышает заявленный индекс нагрузки на 3 пункта.
- FR и FD — наличие защиты обода диска в первом случае и её отсутствие во втором. Немецкие шины с защитой обода маркируют ML, не путайте с M.L. — резиной для горной спецтехники.
- RSC — технология RunFlat, которая позволяет доехать до сервиса на проколотом колесе со скоростью не более 80 км/ч. У разных производителей может обозначаться как RFT, ROF, ZP или SSR.
- Temperature — уровень термостойкости при высоком нагреве покрышки. Определяется буквами A, B и C, от лучшего к худшему.
- Traction — качество торможения на мокрой дороги. Указано латинскими буквами по аналогии с коэффициентом термостойкости.
- SAG — внедорожные шины, оптимальные для езды по бездорожью.
- SUV — резина для кроссоверов и паркетных внедорожников.
- Treadwear — коэффициент износостойкости, который показывает максимально допустимый ресурс покрышки.
- TWI — указывает места расположения индикаторов степени и равномерности износа протектора.
Итоги
Маркировка шины содержит всю необходимую информацию о характеристиках и особенностях модели. Запомнив, как правильно считывать разные маркировочные символы, вы сможете экономить время при выборе новой резины. Знание особенностей конструкции и типа протектора, индексов скорости и нагрузки позволит сразу понять, как шины поведут себя на дороге.