Содержание
Nokian — это бренд высокотехнологичной автомобильной резины. Его родина, Финляндия, известна своими сложными климатическими условиями, поэтому компания делает особый акцент на производстве безопасных и функциональных зимних шин. Однако и летние модели торговой марки демонстрируют выдающиеся показатели, благодаря которым регулярно занимают высокие места по результатам сравнительных тестов.
По итогам 2022 года компания Нокиан заняла 19 место в общемировом рейтинге производителей, совсем немного уступив корейским Kumho и Nexen. Согласно финансовым отчётам годовая выручка превысила $1,7 млрд, а валовая прибыль закрепилась на уровне $287 млн. Сфера деятельности компании включает производство шин для:
- Легковых и SUV-автомобилей;
- Коммерческого транспорта;
- Грузовых авто;
- Автобусов;
- Сельскохозяйственной, горнодобывающей, портовой и ремонтной техники.
Кроме того, Nokian координирует деятельность сервисных центров Vianor, занимающихся техобслуживанием и шиномонтажом. Вианор является крупнейшей сетью Северной Европы, а также широко представлена в Центральной и Восточной Европе.
Nokian: история
Основание Nokian
Первым предшественником шинного производителя является компания Nokia Aktiebolag, основанная в 1871 году в одноимённом муниципалитете на юге Финляндии. Несколькими годами ранее горный инженер и предприниматель Фредрик Идестам открыл небольшую фабрику по обработке древесины и производству целлюлозы. Дополнительную прибыль предприятию приносила водяная мельница, вырабатывающая электроэнергию.
Основным же прародителем Нокиан считается финский завод по производству резины (Suomen Gummitehdas / Finnish Rubber), основанный в 1898 году в Хельсинки. Из-за высокой конкуренции и дорогой аренды в столице производство вскоре перенесли в город Нокиа, по соседству с деревообрабатывающей компанией.
Первые шины
Руководство Finnish Rubber с самого начала XX века имело в планах начать выпуск пневматических шин из резины. После двадцатилетней подготовки было запущено серийное производство велосипедных шин. А в 1932 году свет увидела первая автомобильная покрышка под брендом Nokia. Укреплённая 4 слоями ткани, она имела совершенно плоский рисунок протектора, из-за чего управляемость и прочность оставляли желать лучшего.
Настоящую революцию в шинной индустрии компания произвела в 1934 году, представив первую зимнюю или, как тогда её называли, «погодную» модель. Nokia Kelirengas предназначались для грузовых авто и снегоуборочной техники. Глубокие протекторные блоки и прообразы современных грунтозацепов справлялись с объёмными снежными массами при отсутствии шипов.
Вскоре в ассортименте появилась и первая зимняя легковая модель — легендарная шипованная Hakkapeliitta. Её название является отсылкой к финской лёгкой кавалерии XVII века, которая была особенно эффективна в зимних условиях. Невероятно рельефный рисунок протектора, состоящего из прямоугольных элементов, позволял сохранять устойчивость на обледеневших горных дорогах. Данный дизайн с небольшими доработками использовался вплоть до 50-х годов. Благодаря Hakkapeliitta гонщики из Финляндии выигрывали абсолютное большинство зимних заездов, за что получили прозвище «летающие».
Создание корпорации и современная история
В 1967 году произошло масштабное слияние 3 компаний, которые легли в основу Nokia Corporation:
- Suomen Gummitehdas — производство шин и других изделий из резины;
- Nokia Aktiebolag — лесная и энергетическая промышленность;
- Kaapelitehdas — производство телекоммуникационного оборудования и оказание соответствующих услуг.
На долгое время производство автомобильной резины отошло на второй план, хотя и было среди многочисленных видов деятельности объединённой компании. Наиболее значимыми из них были:
- Канцелярские товары;
- Электронные вычислительные приборы;
- Бытовая техника;
- Генераторы и конденсаторы;
- Комплектующие из алюминия и пластмассы.
Современная история Nokian Tyres началась в 1988 году, когда корпорация Nokia сфокусировалась на разработке сотовых телефонов, а шинное подразделение стало обособленной компанией. При этом Нокиа оставалась крупнейшим акционером вплоть до 2003 года, пока не продала контрольный пакет акций японскому производителю Bridgestone. В 1995 году акции компании были размещены на Хельсинской фондовой бирже, интегрированной в NASDAQ.
Nokian: чей бренд?
Бренд принадлежит финской публичной компании Nokian Tyres с главным офисом в Нокиа. По состоянию на ноябрь 2023 года у корпорации нет ключевого акционера — 10% акций принадлежат государственной инвесткомпании Solidium, ещё 3% контролирует страховое агентство Varma Mutual. Одним из главных собственников Нокиан является шведский банк Skandinaviska Eskilda, его доля составляет 27%.
Основным принципом бренда является путь к устойчивому развитию, которое включает в себя разработку экологически безопасных продуктов и поддержание высоких стандартов качества. В рамках своей глобальной стратегии компания выполняет следующие действия:
- Повышает безопасность дорожного движения за счёт улучшения сцепления на льду и мокром асфальте.
- Переходит на использование в производстве исключительно переработанного сырья и пропагандирует ответственное потребление.
- Использует экологически безопасные материалы в целях борьбы с опасными изменениями климата.
В каких странах находятся заводы Nokian
В настоящее время функционирует 2 завода Нокиан, расположенные в 2 странах:
- Финляндия — основное производственное предприятие, где также осуществляется разработка новых продуктов и тестирование опытных экземпляров.
- США — завод в Дейтоне специализируется на выпуске всесезонных шин для легковых авто и грузовиков, а также является ключевым узлом развития бренда в Северной Америке.
В 2023 году было начато строительство ещё одного завода в румынском городе Орадя. Планируемая производственная мощность составит 6 млн шин в 2025 году. Новое предприятие заменит российский завод, который ранее обеспечивал более 80% поставок в страны Восточной Европы.
Завод Nokian в России
До начала 2023 года основным заводом Nokian было предприятие во Всеволожске Ленинградской области, открытое в 2005 году. Его производственная мощность достигала 17 млн единиц в год.
В рамках сделки с компанией Татнефть завод выпускает продукцию под новым брендом Ikon Tyres. В ассортименте новой марки остаются флагманские модели из серий Hakkapeliitta и Nordman.
Топовые модели шин Nokian
- Hakkapeliitta 10p. Шипованная модель является флагманом во всей зимней линейке Нокиан. Данная версия разработана специально для российского рынка, что выражается в увеличенном количестве шипов в соответствии с местными нормативами. Использование узкого V-образного центрального ребра позволило улучшить показатели курсовой устойчивости и топливной экономичности без ущерба сцепным свойствам на льду.
- WR Snowproof P. Ещё одна премиальная модель 2021 года подходит скорее для южных зим с большим количеством осадков и частыми колебаниями температуры. Сложная форма дренажных канавок, разработанная в рамках концепции Alpine Performance, обеспечивает стремительный отвод талого снега, грязи и воды от пятна контакта. Рельефные элементы на боковых стенках способствуют уверенной проходимости на снежных дорогах.
- Hakka Black 2. Флагманская летняя модель класса UHP разработана для спорткаров и представительских авто, а модификация SUV адаптирована к нагрузкам высокомощных внедорожников и кроссоверов. Благодаря системе Dynamic Grip скоростное маневрирование остаётся безопасным даже на сильно влажных дорогах. Важным отличием резины является компаунд, устойчивый к холодной погоде, характерной для северных областей России.
- Hakka Green 3. Летние премиальные шины относятся к «зелёному» классу, что выражается в крайне низком сопротивлении качению и впечатляющей износостойкости. По сравнению с моделью второго поколения резина выдерживает 1–2 дополнительных летних сезона. Инженеры Нокиан сделали особенный акцент на сопротивляемости аквапланированию, снабдив протектор 4 каналами с рельефной поверхностью стенок.
Логотип Nokian
В официальных материалах бренда используется логотип с текстовым наименованием Nokian Tyres. В зависимости от контекста используется 2 цветовых оформления лого:
- Белые буквы на зелёном фоне;
- Чёрные буквы на белом фоне.
Итоги
Nokian Tyres является беспрецедентным примером заботы о качестве своей продукции и социальной ответственности. Кроме того, Нокиан — единственная компания, которая специализируется на зимних шинах и не стесняется об этом говорить. История бренда показывает важность следования своим идеалам и преимущества стратегического нишевого планирования.