Содержание
Ока — советская и российская малолитражка, история которой началась еще в 1939-м с производства разных модификаций мотоколясок.
Первая полноценная версия появилась только в 1987-м, а общее количество выпущенных машин составило около 700 000.
В период выпуска было произведено несколько десятков разных модификаций. Автомобиль, несмотря на ряд недостатков, заслужил много хвалебных отзывов владельцев.
Где находится производство
Главные мощности по выпуску машин Ока изначально располагались в России. Завод, где изготавливали автомобили, принадлежал Камаз. Последний находится в Набережных Челнах и занимается выпуском разных видов техники.
Главное производство и сборка автомобилей ОКА осуществлялась на Серпуховском автозаводе (СеАЗ) в городе Серпухов, Московская область. Также в процессе изготовления участвовал завод ВАЗ, где собирались детали. При этом производство машин Ока было прекращено в 2008-м, но они все равно остаются частью истории российского автопрома.
Чей бренд?
Название Ока исторически принадлежало нескольким российским автозаводам:
- Волжский автомобильный завод. Именно здесь разработана модель «Ока». ВАЗ являлся основным производителем автомобилей в течение многих лет.
- Серпуховский мотозавод. Он также активно участвовал в производстве «Оки». СеАЗ специализировался на выпуске более упрощенных версий модели.
- Камаз. Хотя производитель известен грузовиками, в определенный период он также выпускал некоторые модификации Оки.
Несмотря на прекращение производства, бренд до сих пор вызывает интерес. Периодически появляются новости о возможном возрождении модели, но конкретных планов нет. Эксперты отмечают, что для успешного возвращения на рынок необходимо соблюдение ряда условий:
- Создание современной платформы. Новый автомобиль должен соответствовать обновленным стандартам безопасности и экологичности.
- Разработка привлекательного дизайна. Экстерьер и интерьер должны быть современными и запоминающимися.
- Оптимизация производства. Необходимо найти эффективные способы изготовления, чтобы снизить себестоимость машины.
На данный момент бренд Ока не принадлежит ни одному конкретному производителю. При этом интерес к нему не угасает, и в будущем возможно воскрешение легендарной модели.
Модельный ряд Ока
За время выпуска автомобили Ока имели множество обозначений. Они назывались Ваз-1111, Камаз-1111, СеАЗ-1111 и т. д. При этом базовая версия была только одна, но модификаций выпускалось несколько десятков. Оригинальный вариант автомобиля имеет размеры 3.2х1.42х1.4 м, дорожный просвет 15 см до подрамника и колесную базу 2.18 м. Полная масса составляет 875 кг, а в некоторых вариантах — 975 кг.
Автомобиль имеет колесную формулу 4х2, а также комплектовался несколькими вариантами моторов:
- 29.3-сильный бензиновый двигатель ВАЗ на 44 Н*м. Успешно разгонял авто до «сотни» всего за 25 секунд. Имел объем 0.65 л, 2-цилиндровое и 4-клапанное исполнение. БЦ сделан из чугуна, а ГБЦ из алюминия. Диаметр цилиндра и поршневой ход составляли 7.6 и 7.1 см соответственно.
- 33-сильный ДВС на 50 Н*м от ВАЗ. Это бензиновый мотор, который имел аналогичную динамику и разгонял машину до 130 км/ч. Представляет собой рядную 2-цилиндровую установку. Имеет диаметр цилиндра и поршневой ход на уровне 8.2 см и 7.1 см. Машина имеет чугунный БЦ и алюминиевую головку. Мотор имеет объем 749 куб. см, два цилиндра и четыре клапана. Класс экологичности составляет Евро-0, а расход топлива в смешанном цикле — 6.2 л на «сотню».
- 53-сильный мотор при моменте 77 Н*м. Имеет 3-рядное исполнение и изготовлен компанией FAW. Объем мотора составляет 0.99 л. Он имеет три цилиндра диаметром до 7.6 см, а поршневой ход равен 7.3 см. Блок цилиндра и головка имеют чугунное и алюминиевое исполнение соответственно. Мотор соответствует классу экологичности Евро-2, а расход в смешанном цикле составляет 5.5 л.
- 47.6-сильный ДВС с моментом 74.5 Н*м и объемом 1 л. Имеет бензиновое исполнение и жидкостное охлаждение.
За время производства было выпущено множество разных модификаций автомобиля. К примеру, под брендом СеАЗ была выпущена целая линейка машин, предназначенных для людей с инвалидностью.
Так, модели 1111-01 и 1111-02 предназначались для инвалидов без обеих или без одной ног соответственно. Модификация 1111-03 подходила для людей, которые не имели одной ноги и руки. Немного позже были выпущены улучшенные модификации автомобилей — 11113-01, 11113-02 и 11113-03.
Также производитель представил модель «Ока Юниор», созданную для гонщиков-новичков. Ее особенностью был спортивный руль и кресла с 4-точечными ремнями. Была также версия «Спорт», которая выделялась необычным креплением капота и возможностью выключения «земли» из салона.
Под брендом СеАЗ выпускалась модель Ока Универсал с кузовом в виде фургона. Правда, в 2007-м было выпущено лишь несколько таких машин. Был также представлен пикап, способный перевозить до 400 кг. При этом первая версия обозначалась как 11116-010-52, а вторая — 11116-60.
Под брендом ВАЗ также было выпущено несколько версий. К примеру, 11113 представляла собой модифицированную 2-цилиндровый карбюраторный вариант. Под этим же названием производилось авто с двигателем на 0.75 л. Подобные машины выпускались в период с 1996 по 2007 годы.
К интересным вариантам стоит отнести Астро-113011. Это оптимизированный вариант, который выпускался в 2006-м и 2007-м по заказу Камаза. В нем устанавливался 1.1-литровый силовой агрегат, имеющий расширенную колею и соответствующий классу экологичности Евро-2.
Несколько автомобилей выпускалось под названием ЗМА. К примеру, 17013 «Тойма» представляла собой коммерческую версию с фургоном и грузовым отсеком на 1.5 куб. метра. Грузоподъемность составляла до 250 кг без учета второго человека, кроме водителя. Также была представлена версия 1901 «Гном», способная перевозить до 300 кг, но она в серию так и не пошла.
Для эксплуатации в условиях снежного климата была выпущена версия «Беркут». Она оснащалась ходовой в виде лыж и гусениц. Предназначалась для перевозки людей и буксирования лыжников. Машина вмещала только двух человек и достигала 80 км/ч.
Главной особенностью автомобилей Ока был более высокий уровень безопасности в сравнении с классическими моделями ВАЗ. В результатах краш-тестов машина показывала много лучшие характеристики. Главным недостатком являлась короткая передняя часть и отказ от применения лонжеронов коробчатого типа. По этой причине в случае лобового удара водитель имел меньше шансов.
История Ока
Эпоха одного из самых узнаваемых советских и российских автомобилей началась задолго до массового производства. Корни легенды уходят в далекий 1939-й, когда машзавод в Серпухове начал выпускать версии мотоколясок. Эти небольшие транспортные средства стали первыми «ласточками» советского автопрома, доступными для широких масс.
К началу 80-х прошлого века, когда в СССР ощущалась острая нехватка комфортабельных и доступных авто, Серпуховский завод поменял подход. В стране наблюдалась тенденция поиска альтернативы Запорожцу. Именно тогда, в 1981-м, специалисты разработали прототип будущего автомобиля Ока.
Выпуск новой машины задержался на год, а сборка началась на мощностях гиганта советского автопрома — АвтоВАЗа. В 1983-м к тандему присоединились работники Камаза, что укрепило амбиции создателей Оки.
В 1984-м ВАЗ представил первый успешный вариант авто. Машина сразу завоевала популярность, благодаря компактности, экономичности и доступности по цене. В 1986-м появилась вторая «опытная» серия с доработанной конструкцией и улучшенными характеристиками.
К 1990-му появилась очередная серийная линейка машин, а в 1992-м в Серпухове собрали выпустили три десятка товарных авто. В 1995-м процесс выпуска машин передан обратно на Серпуховский машзавод, который к тому времени стал СеАЗ. Завод продолжал совершенствовать модель, адаптируя ее к меняющимся рыночным условиям.
В 2005-м СеАЗ стал частью Автоком, что открыло новые перспективы для развития. В 2007-м запущено сотрудничество с китайской компанией Tian Jin FAW. Это позволило провести глубокую модернизацию производства и обновить модельный ряд. После этих преобразований компания стала называться Seaz.
Несмотря на популярность, производство автомобилей бренда было прекращено в 2008-м по нескольким причинам:
- Устаревшая технология. Модель разработана в 80-х годах и морально устарела. Она не соответствовала современным требованиям безопасности и экологичности.
- Высокая конкуренция. На рынке появилось множество более современных и комфортабельных машин, которые стали более привлекательными для покупателей.
- Низкая рентабельность. Производство Оки стало нерентабельным из-за небольшого объема продаж и высоких издержек.
Плюсы и минусы автомобилей Ока
Ока была очень легкой в управлении, что делало ее идеальным автомобилем для начинающих водителей. Отопление в машине работало эффективно, поэтому внутри было всегда тепло и комфортно зимой.
Основные конкуренты
Главную конкуренцию составляли модели, которые предлагали схожие характеристики в плане доступности, компактности и экономичности. Главным соперником считался Запорожец. Эти два авто долгое время боролись за сердца советских автолюбителей. Запорожец отличался воздушным охлаждением ДВС, что было его особенностью, но создавало ряд проблем эксплуатации.
Польский Fiat 126p или чешская Skoda 105 также претендовали на звание самых доступных автомобилей. Они предлагали более современный дизайн и комфортабельный салон. При этом данные машины уступали в простоте конструкции и ремонтопригодности.
С началом перестройки на советский рынок стали попадать зарубежные модели. Японские Kei-car, такие как Suzuki Alto или Daihatsu Mira, предлагали высокую экономичность и компактность, но были значительно дороже.
В более поздние годы, когда производство было перенесено на Серпуховский завод, конкурентами стали другие российские модели, к примеру, Нива. Последняя предлагала более современный дизайн и лучшую проходимость, но стоила дороже.
Итоги
Ока представляет собой яркий пример того, как небольшой и доступный автомобиль может завоевать сердца миллионов. Несмотря на то, что производство прекращено, история и уникальный характер модели продолжают жить в памяти автовладельцев.
Вопрос/ответ