Содержание
Про российские антиподрывные колеса
У западных поставщиков боестойких колес для НАТО появился российский конкурент
Автомобили проекта «Кортеж» (машины для первых лиц страны) получат боестойкие колеса совместной разработки научно-технического центра «Кама»
и Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ). Первые отвечают за покрышку, а вторые — за диск. Помимо «Кортежа», эти покрышки появятся на камазовских и газовских военных проектах «Тайфун», бронетранспортере «Бумеранг» и другой колесной технике Минобороны.
В НТЦ «Кама» сообщили, что работа над боестойким колесом для нужд военных началась 3 года назад, на сегодняшний день уже готовы первая модель покрышки «Кама NU402» размерностью 365/80R20 и соответствующий диск к ней.
— На сегодняшний день идет речь не просто о специальной покрышке, мы говорим о боестойком колесе повышенной проходимости. Военные поставили нам такую задачу: при полном пробое шины и, как следствие, потере давления в ней автомобиль должен выйти из зоны обстрела на скорости 50 км/ч на расстояние не менее 50 км, — рассказал Александр Махотин, исполнительный директор НТЦ «Кама» (НТЦ, как и производитель «Нижнекамск-шина», принадлежит татарстанской республиканской группе «Татнефть-Нефтехим»).
По словам Махотина, во времена СССР и позже в современной России в армию поставлялись защищенные покрышки старого поколения с текстильным кордом. Принцип работы этих покрышек такой: при простреле резины за счет толстой жесткой боковины они не дают боевой машине «сесть на диски» (в большинстве случаев это приведет к обездвиживанию). Аналогичная западная технология в покрышках для легковых автомобилей называется Run-Flat. Недостаток таких покрышек заключается в низкой скорости движения, невозможности нести высокую нагрузку, а также сильный нагрев из-за трения, что может привести к возгоранию резины.
Новое колесо отличается тем, что внутри на диске установлено распорное резинометаллическое кольцо. После пробития колеса это внутреннее кольцо не дает «сесть на диски». Уничтожить такое колесо непросто: по заверениям Махотина, оно выдерживает подрыв мины мощностью 400 г в тротиловом эквиваленте, а также выстрелы из различного стрелкового оружия. При этом у колеса высокие показатели по максимальной нагрузке, у модели NU402 — до 3,5 т, с такой нагрузкой машина может развивать скорость 110 км/ч, с более легкой снаряженной массой — до 130 км/ч. Колесо уже прошло успешные испытания на бронеавтомобиле ГАЗ-2330 «Тигр». На очереди семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности.
— По нашим данным, единственный изготовитель аналогичных колес — это французская фирма Hutchinson, которая сотрудничает с компаниями Michelin, Goodyear и пр. Сейчас Hutchinson — фактически единственный поставщик боестойких колес для всей натовской колесной техники, — заметил Махотин. — Мы сделали протектор глубже, что увеличило вес на 800 г по сравнению с моделью Hutchinson. И у них алюминиевый диск, а у нас пока стальной, но наши партнеры над этим работают.
Разработка покрышки со вставкой обошлась НТЦ «Кама» в 20 млн рублей, затраты на изготовление диска неизвестны, с представителями ЧКПЗ связаться не удалось. ПАО «ЧКПЗ» принадлежит семье бизнесменов Гартунг: Марине (48,37%), Валерию (21,32%), Андрею (16,54%), Дмитрию (5,14%). Валерий Гартунг — первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности, член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ. Hartung — в числе брендов ЧКПЗ для грузовой техники.
По словам Махотина, ожидаемая приблизительная стоимость одного колеса — в пределах 35 тыс. рублей, в то же время аналогичное колесо от Hutchinson стоит от €3 тыс. (215 тыс. рублей). Кстати, французская делегация приезжала в Татарстан и знакомилась с разработкой «Кама» .
— После ознакомления с покрышкой они заинтересовались ею. Они были явно недовольны и настойчиво советовали не выходить с ней на международные рынки, — сказал Махотин.
Источник в Минобороны отмечает, что французская шинная компания ранее пыталась выйти на поставки в структуры военно-промышленного комплекса России.
— В ВПК были контакты с компанией Hutchinson, которая предлагала свои услуги, но после недавних событий все контакты прекратились, — рассказал собеседник.
Изначально машины проекта «Тайфун» оснащались покрышками Michelin с диском и вставкой Hutchinson. В пресс-службе КамАЗа отказались предоставить комментарии о том, какие колеса у «Тайфуна-К» в настоящий момент. «Тайфун-У» от ГАЗа оснащается боестойким колесом «Белшины».
Однако в пресс-службе компании «Белшина» заявили, что компания приняла решение больше не заниматься производством боестойких шин. Таким образом, «Нижнекамскшина» может стать единственным крупным производителем подобных колес на территории Таможенного союза. Впрочем, технология боестойких колес не является чем-то исключительным, убежден военный эксперт Сергей Суворов.
— Боестойкую вставку на сегодняшний день только ленивый не предлагает, это давно уже не эксклюзив, аналогичные технологии есть у китайских и индийских компаний, — заметил Суворов.
В Нижегородской компании Rida (занимается бронированием легковых автомобилей) сообщили, что также изготавливают вставку для колес, но разработка российских инженеров им интересна.
— Колесная вставка безопасности представляет собой два полукольца, которые одеваются и закрепляются на диске. Они позволяют вывести автомобиль из зоны обстрела. Мы сами изготовляем эти вставки из капролонового материала на станке с программным управлением, — говорит представитель Rida Дмитрий Баранов.
По его словам, сама колесная ставка безопасности производства Rida стоит 35 тыс. рублей на 19–20-й радиус диска, но вставка из капролона не отличается высокой прочностью, прицельное попадание из огнестрельного оружия может ее разрушить, то же самое произойдет при интенсивном движении, если сорвало покрышку. Колесо от «Камы» и ЧКПЗ, согласно их заявлению, выдержит огнестрельные попадания, но, по мнению Баранова, сложность в коммерциализации может вызвать привязка к единственному производителю дисков: нужно, чтобы такая вставка подходила под разные диски разных производителей.
— По результатам испытаний, когда новый продукт пройдет все необходимые сертификации, мы рассмотрим его для использования в наших автомобилях, потому что капролон — капризный материал, — сказал Баранов.
В числе первых новую технологию опробуют в «Кортеже» — развитие этого проекта началось в 2012 году. В качестве оператора был выбран институт НАМИ, а ответственным ведомством назначен Минпромторг. Предполагается создать на основе собственной единой модульной платформы большой седан, внедорожник и минивэн. Проект делится на правительственную часть (лимузин для первых лиц страны и машины сопровождения) и коммерческую (автомобили представительского класса). Исполнителем проекта в 2014 году была назначена группа Sollers Вадима Швецова. Вице-премьер правительства Аркадий Дворкович оценивал суммарные инвестиции в «Кортеж» приблизительно в 22–24 млрд рублей. Серийное производство машин должно начаться в 2017–2018 годах.
По материалам «Известия»