В щелочных автомобильных аккумуляторах в качестве электролита используется не кислота, а щёлочь — едкий раствор калия или натрия. Термин АКБ, который расшифровывается как аккумуляторная кислотная батарея, для них не совсем уместен, но всё же используется для простоты понимания. Для повышения эффективности батареи электролитную жидкость обогащают графитом, окисленным барием или порошковым кадмием.
Для производства таких устройств используют отрицательно заряженные пластины с железно-кадмиевым или исключительно железным покрытием, а пластины с положительным зарядом всегда покрывают гидрооксидом никеля.
Щелочные аккумуляторные батареи производят многие российские специализированные заводы: Тюменский, Вологодский, Санкт-Петербургский, Курский и другие. Данный тип отличается крупными размерами, поэтому его часто используют в качестве тягового аккумулятора грузового транспорта.
Плюсы щелочных АКБ
- Длительный срок службы. Это главное преимущество, которое выделяет щелочные аккумуляторы из остальных категорий. Оно выражается в том, что длительный простой и глубокий разряд батареи почти не сказывается на её характеристиках. Таким образом, ресурс АКБ рассчитан на большее количество циклов зарядки-разрядки, и при бережном использовании аккумулятор служит более 20 лет.
- Устойчивость к избыточному заряду. Химические свойства электролитной жидкости не позволяют ей выкипать, если аккумулятор заряжен выше положенного уровня. Это преимущество особенно важно для длительных и регулярных поездок на большие расстояния.
- Работоспособность на сильном морозе. Экстремально низкие температуры, от -35 °C и ниже, не становятся проблемой для щелочного аккумулятора. Поэтому данный тип особенно популярен в северных регионах России.
- Низкий саморазряд. При редкой и нерегулярной эксплуатации автомобиля щелочные батареи разряжаются медленнее кислотных.
Минусы щелочных АКБ
- Низкое напряжение. При одинаковых размерах щелочной и кислотной АКБ первый тип будет выдавать меньшее напряжение. Поэтому стартерные щелочные аккумуляторы достаточно объёмны и помещаются только в грузовые автомобили, специальную и военную технику.
- Специальные зарядные устройства. Для зарядки щелочных аккумуляторов не подойдут обычные распространённые на рынке устройства, а специальное оборудование встречается реже и стоит дороже. Поэтому важно не допускать глубокой или полной разрядки АКБ.
- Высокая стоимость. Крупные габариты, увеличенное количество пластин и сложный технологический процесс объясняют более высокую цену щелочных батарей по сравнению с кислотными.
Итоги
Щелочные аккумуляторы редко используются на легковых автомобилях в качестве стартерных. Но благодаря повышенному эксплуатационному ресурсу, впечатляющей морозоустойчивости и внушительным размерам тяговые щелочные АКБ часто устанавливают на многотоннажные грузовые автомобили.