Содержание
Снаряжённая масса автомобиля — это показатель, который означает совокупную массу полностью готового к эксплуатации авто без дополнительной нагрузки. От неё зависит множество первостепенных факторов, среди которых:
- Динамические показатели;
- Скорость разгона;
- Срок службы комплектующих;
- Уровень расхода топлива или электроэнергии;
- Корректная работа вспомогательных систем.
Что такое снаряжённая масса автомобиля?
Согласно наиболее распространённому международному стандарту, также принятому и в России, снаряжённая масса автомобиля считается с помощью сложения массы следующих элементов:
- Каркаса и кузовных элементов;
- Двигателя, трансмиссии, узлов и запчастей;
- Шасси, ходовой части и тормозной системы;
- Элементов интерьера и штатного оборудования салона;
- Всех жидкостей, залитых в полном объёме (бензин, моторное и трансмиссионное масло, антифриз, тормозная и другие жидкости);
- Запасного колеса, огнетушителя, аптечки и ремкомплекта (инструменты и домкрат).
Согласно ГОСТу, регламентирующему технические требования к колёсным транспортным средствам, к снаряжённой массе авто необходимо добавить вес водителя (принято усреднённое значение 75 кг). Термин не охватывает вес пассажиров, перевозимых грузов, самостоятельно установленного оборудования и модификаций кузова.
Какие ещё массы автомобиля бывают?
- Полная масса;
- Сухая масса;
- Масса полезной нагрузки.
Чем они отличаются друг от друга?
Полная масса отражает совокупность снаряжённой массы авто с весом пассажиров и перевозимых грузов при полностью заполненном багажном отделении. Также выделяют похожий термин — максимально разрешённая масса авто. Как правило, производители немного занижают этот показатель, учитывая возможные дефекты дорожного полотна и эксплуатацию шин с небольшой несущей способностью. Достижение максимально разрешённой массы часто приводит к появлению технических неисправностей.
Сухая масса авто очень похожа на снаряжённую, однако не учитывает вес водителя, свободно расположенного оборудования и жидкостей. Этот термин мало распространён и не несёт полезной информации для автомобилистов и сотрудников техцентров. Однако его часто используют производители во время стендовых испытаний прототипов.
Масса полезной нагрузки автомобиля является составным понятием — она определяется путём вычитания снаряжённой массы из полной. Этот показатель очень полезен для водителя, так как позволяет быстро определить грузоподъёмность авто с помощью нехитрых вычислений. Выделяют номинальную массу полезной нагрузки, закреплённую в технической документации, и реальную, которую корректируют с поправкой на состояние дорожного полотна.
А что в ПДД?
Правила дорожного движения не регламентируют понятие снаряжённой массы авто, однако в документе есть определение разрешённой максимальной массы, уже упоминавшееся в предыдущем разделе. Важно отметить, что в случае движения двух или нескольких сцепленных транспортных средств, предельный показатель суммируется из значений каждого ТС в отдельности.
Оба показателя определяет и проверяет завод-изготовитель. Эти данные вносятся в свидетельство о регистрации автомобиля. В случае зафиксированной перегрузки КоАП предусматривает штраф:
- 1–5 тысяч рублей для физических лиц;
- 100–500 тысяч рублей для юридических лиц.
Итоги
Снаряжённая масса автомобиля является важным показателем для специалистов. Используя это значение в сочетании с техническими и конструктивными особенностями, они могут определить динамические характеристики и энергоэффективность авто. Для рядовых водителей снаряжённая масса позволяет рассчитать полезную нагрузку, в которую входят пассажиры и личные вещи. Кроме того, с помощью этого параметра можно определить возможность буксировки и допустимость проезда на участках с ограничением веса.