Содержание
Прогресс автостроения неразрывно связан с развитием автоспорта. Для гонок разрабатываются новые технологии, внедряемые впоследствии на серийных машинах, а то, что было спроектировано для серии, проходит жесткие испытания и доводку в соревнованиях. Как развивался прогресс за последние полвека, и какие значимые события происходили в автоспорте, читайте в серии статей «Технологии и автоспорт».
Предыдущая статья: Технологии автоспорта из 70-х
Часть 2: Восьмидесятые годы
Главной премьерой Женевского автосалона, открывшегося 3 марта 1980 года, стал Audi Quattro – первый крупносерийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом. Он был создан на платформе серийного переднеприводного Audi Coupe, мощность двигателя довели до 200 сил, а привод на задние колеса осуществлялся через дифференциал открытого типа, жестко блокируемый кнопкой на передней панели.
Компания и не скрывала, что этой разработкой желает добиться вершин в автоспорте: уже в феврале 1981 года Ханну Миккола на Audi Quattro побеждает в ралли Швеции, а в 1982 году Audi выигрывает чемпионат мира по ралли в зачете производителей. Пилотесса заводской команды становится вице-чемпионом сезона, уступив лишь многоопытному Вальтеру Рёрлю, и первой женщиной, добившейся такого успеха в ралли. Компания Audi положила начало эре полного привода в легковых автомобилях и сегодня такая машина выпускается едва ли не каждым автопроизводителем.
Компания Pirelli специально разработала шины для использования на ралли Монте-Карло 1983 года – шипы сочетались с твердой боковиной покрышки и мягким протектором. Но была одна сложность: первые четыре километра спецучастка Урьяж-ле-Бен представляли собой узкий и закрученный спуск с горы, покрытый льдом, после чего следовало 24 километра прямой трассы с сухим асфальтом. На льду заднеприводные Lancia Rally 037 уступали основным соперникам на полноприводных Audi Quattro, надо было использовать шипы, но ехать на них по асфальту невозможно.
Тогда стратеги из Lancia Martini решили сделать на этом допе пит-стоп, чтобы поменять колеса. В итоге Вальтер Рёрль и Маркку Ален успешно преодолели спецучасток и сделали дубль, заняв первое и второе место на финише ралли Монте-Карло 1983. Кстати, два механика в полевых условиях поменяли 4 колеса за 49 секунд. А сколько времени на шиномонтаже тратите вы?
Идея создания полноприводного Porsche появилась в начале 80-х после успеха Audi Quattro и с подачи Жаки Икса для участия в ралли-рейде «Париж-Дакар 1984» построили три прототипа Porsche 953. В кузов от Carrera вварили тоннель для карданного вала, усилили его в местах крепления подвески и облегчили пластиковыми бамперами, дверями, капотом и крышкой багажника. Дорожный просвет увеличили до 270 мм и установили специальные внедорожные шины Dunlop.
Задняя подвеска не изменилась, а спереди смонтировали двойные поперечные рычаги с двумя амортизаторами на каждой стороне. На таком 225-сильном автомобиле Рене Медж уверенно выиграл марафон, а Жаки Икс пришел шестым из-за разных коллизий. Через пять лет с конвейера стали сходить серийные полноприводные Porsche 911 с простым названием Carrera 4.
В 1984 году за рулем McLaren MP4/2 TAG-Porsche Ники Лауда завоевал свой третий титул Чемпиона мира и первый для команды McLaren International. Вернувшийся в McLaren гениальный Джон Барнард спроектировал шасси с углепластиковым монококком, а новый босс команды Рон Деннис договорился с Porsche о поставках турбомоторов под брендом TAG, развивавших более 800 сил, но отличавшихся высоким расходом топлива. С тандема Барнард-Деннис началось доминирование McLaren на трассах Формулы 1, а Лауда завоевал свой последний титул, всего на пол-очка опередив напарника Алена Проста.
1985 год стал апогеем знаменитой группы В в WRC. Юркие Peugeot 205 Turbo 16 навязали борьбу безраздельно господствовавшим Audi Sport Quattro E2, и финн Тимо Салонен стал чемпионом на этом французском автомобиле с 1,8-кубовым двигателем мощностью 345 сил. Заводскую команду Audi постигли скандалы, появилась Lancia Delta S4, но этот год оказался последним относительно спокойным в истории группы В. После ряда ужасных трагедий в 1986 году группа, где допускались неограниченные изменения в конструкции автомобиля, была запрещена.
В далеком 1963 году горные спецучастки ралли «Монте-Карло» финский гонщик Паули Тойвонен за рулем Citroen DS 19 проходил на специальных шипованных шинах Haka-Hakkapeliitta, чем поразил соперников и технических специалистов. В результате он поднялся на вторую ступень пьедестала этой престижной гонки и с тех пор шипованные шины стали непременным атрибутом как зимних ралли, так и обычной эксплуатации легковых автомобилей.
Финская компания Nokian продолжала совершенствовать серию Hakkapeliitta, разрабатывая и испытывая новые шины, и в 1986 году основала собственный центр испытаний в Ивало, за Северным полярным кругом. На этом полигоне Nokian Tyres White Hell площадью 700 гектаров за сезон испытывается более 20000 зимних шин, что и понятно, ведь минусовая температура в Ивало держится свыше 200 дней в году.
Череду из семи побед Porsche на легендарном марафоне Le-Mans в 1988 прервал Jaguar XJR-9 LM. Это стало важным прорывом для компании, выигравшей гонку впервые после победы Jaguar на этой трассе в 1957 году. Победа чуть не ускользнула: лидировавший Ян Ламмерс почувствовал неполадки в КПП, перестал переключать передачи, продолжил гонку на четвертой и смог финишировать первым с отрывом всего в две минуты от Porsche.
В техническом плане у болида выделись только композитный кузов с шасси из карбонового волокна и кевларового монококка да магниевые стойки с титановыми пружинами над амортизаторами в задней подвеске. А вот 7-литровый двигатель V12, выдающий 750 сил имел 2 клапана на цилиндр и работал в паре с 5-ступенчатой МКПП. Jaguar получил приличный опыт по части надежности и в 90-х эти автомобили уже не были такими ломучими как ранее.
После перехода в Скудерию Джон Барнард спроектировал болид Ferrari 640 (другое название F1/89). Это был первый «Феррари» с 3,5-литовым атмосферным двигателем после 7-летнего применения турбомоторов и на нем Найджел Мэнселл выиграл первый этап Формулы 1989 года в Бразилии. Но не этим знаменита машина. Красный Ferrari 640 стал первым автомобилем F1 с 7-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач и подрулевыми лепестками.
В течение дебютного сезона машина показала себя ненадежной: у Мэнселла было 7 сходов, а у Бергера вовсе 12. Однако прогрессивность этого решения была очевидной – в 90-х уже все команды использовали такие коробки, а сегодня подрулевые лепестки можно встретить на множестве легковых автомобилей.
Предыдущая статья: Технологии автоспорта из 70-х
© Фарит Валиуллов для КОЛЕСО.ру