Содержание
Кузов — это главный конструктивный элемент автомобиля, формирующий внешнюю оболочку и внутреннее пространство. От него зависит расположение водителя и пассажиров, способ размещения грузов, колёсная база, взаимодействие двигателя, трансмиссии и ходовой части.
Глобально все кузовы делятся на 3 типа:
- Трёхобъёмные — салон, багажник и моторный отсек расположены в обособленных отсеках.
- Двухобъёмные — салон объёдинён с багажником, а двигатель располагается отдельно.
- Однообъёмные — вся внутренняя часть автомобиля представляет единое целое, двигатель находится прямо под приборной панелью.
Помимо общей классификации, существует множество типов кузова, каждый из которых имеет собственные особенности и преимущества.
Седан
По исследованию «Автостата» почти половина автомобилей в России — седаны. Их отличает трёхобъёмный кузов с 4 дверьми и 2 рядами сидений. Этот тип легко узнаётся по выступающим, условно симметричным, капоту и багажнику. Удлинённые представительские седаны обозначают маркировкой L — Long.
Примеры:
- Mercedes-Benz S 580;
- Mitsubishi Lancer X;
- Hyundai Sonata VIII.
Купе
Название происходит от французского «coupe» — «стриженный». Классический вариант купе — это укороченный двухдверный седан, который отличается 1 рядом сидений и компактным багажником. Позднее появились варианты с «детским» задним рядом — посадка 2+2. Сейчас купе называют большинство автомобилей с 2 дверьми.
Примеры:
Хэтчбек
Второй по популярности тип кузова с общим пространством салона и багажника. Хэтчбэки производят в трёх- и пятидверном варианте. Функции дополнительной двери выполняет багажная крышка. В среднем хэтчбеки короче седанов, и отсутствие выступающего багажника упрощает парковку. Неплохую вместимость обеспечивает складывающийся ряд задних сидений.
Примеры:
- BMW 118i III;
- Kia Ceed III;
- Mini Hatch III.
Лифтбек
Автомобили с кузовом лифтбек выглядит как седаны, но отличаются от них дверцей багажника, поднимающейся вместе с задним стеклом. Впервые такая модификация была представлена в СССР, с выпуском модели Иж Комби. Современные лифтбеки отличает просторный багажник, который может быть объединён с салоном или отделяться перегородкой.
Примеры:
Фастбэк
Популярный в 70-е годы кузов фастбэк сейчас встречается редко — в основном на представительских моделях. Его главная отличительная черта — пологая крыша, плавно переходящая в багажник. Крышка багажника расположена обособленно, и при его открытии заднее стекло остаётся неподвижным. Сегодня фастбэки часто относят к типу купэ, и это название постепенно выходит из употребления.
Примеры:
Универсал
Универсалы получили своё название благодаря совмещению преимуществ разных типов кузова. Такие автомобили часто производят на базе седанов, но используют почти вертикальную багажную дверцу, как у хэтчбеков. Большинство универсалов — пятидверные просторные автомобили с объёмным багажником, позволяющим перевозить негабаритные грузы.
Примеры:
Кроссовер
Изначально кроссоверами называли все внедорожники и относили их к классу Crossover Utility Vehivle (CUV) — автомобилям повышенной проходимости. Сегодня кроссоверами считаются так называемые «паркетные внедорожники» — полноприводные автомобили с высокой динамичностью и хорошей управляемостью на асфальте. Данный тип имеет маркировку SUV — Sport Utility Vehicle.
Примеры:
Внедорожник (полноразмерный кроссовер)
Внедорожный кузов для высокопроходимых автомобилей много раз менялся, пока не приобрёл современные типовые признаки: полный привод, усиленную раму, увеличенный дорожный просвет, большие колёса и высокую посадку водителя. Внедорожники выпускают в трёх- или пятидверных модификациях, и они могут не иметь заднего ряда сидений.
Примеры:
Пикап
Пикапы — это массивные автомобили с закрытой кабиной и вместительной открытой грузовой платформой. Данный кузов производится 2 способами: на внедорожной или легковой базе. Первый вариант — чаще всего полноприводный, имеет задний ряд сидений. «Легковые» пикапы более компактны — у них 2 посадочных места, а привод может быть как полным, так и задним.
Примеры:
Легковой фургон
Легковые фургоны предназначены для перевозки грузов. Чаще всего они оборудованы одним рядом сидений и объёмной задней частью закрытого типа. Благодаря сочетанию компактности и вместительности фургоны часто используют в бизнесе — для курьерской доставки и перевозки малых и среднегабаритных грузов.
Примеры:
- Lada Largus;
- Toyota HiAce H300;
- Renault Dokker.
Минивэн
Главная задача кузова минивэн — комфортная перевозка пассажиров. Большинство минивэнов имеют 3 ряда сидений в разных модификациях: по 2 индивидуальных кресла для каждого пассажира или сплошные ряды с 3 посадочными местами. Традиционно такие автомобили считают семейными. Также их часто выбирают компании, использующие корпоративные перевозки.
Примеры:
- Hyundai Staria;
- Mercedes-Benz V-класс L 300;
- Volkswagen Multivan Long T6.
Компактвэн
По структуре компактвэны напоминают минивэны, однако уступают им в размерах. Такие автомобили производят на базе легковушек класса C и B с 2 или 3 рядами сидений. Несмотря на скромные размеры, этот тип кузова вместительный и комфортный. Часто автоконцерны производят компактвэны и фургоны в рамках одной модели.
Примеры:
- Opel Combo PCMA;
- Volkswagen Caddy IV;
- Peugeot Rifter L1.
Микровэн
Микровэн — самый маленький из трёх типов кузова небольших автобусов. Однако по внешнему виду именно он больше всего напоминает автобус из-за вертикальной геометрии. Длина микровэнов обычно не превышает 4 м, что позволяет разместить в салоне не более 4 человек и ограниченное количество багажа. Популярность данного типа связана с его невысокой стоимостью.
Примеры:
- Suzuki Every VI;
- Honda Acty III;
- Subaru Sambar VII.
Кабриолет
Фешенебельный кузов с откидной крышей является мечтой многих автолюбителей. Так называется общая категория кузовов, разделяющаяся на несколько подтипов: родстер, тарга, ландо и брогам. Кабриолеты бывают оснащены как 1, так и 2 рядами сидений. Современные модели поражают техническим разнообразием — некоторые способны поднимать и опускать верх, не прекращая движения.
Примеры:
Родстер
Родстер — это двухместный спортивный кузов с открытым или откидным верхом. Часто в отношении родстеров используют тремин «купе-кабриолет». Однако, в отличие от кабриолетов, родстеры не производят на базе седанов и хэтчбеков, а разрабатывают уникальную платформу. Иногда родстеры имеют компактный задний ряд, но разместить на нём взрослого человека весьма проблематично.
Примеры:
- Audi TT III;
- Mercedes-Benz SL 400 VI;
- Lamborghini Gallardo.
Тарга
Название тарга появилось благодаря легендарной модели Porsche 911 Targa. В 1966 году немецкий производитель выпустил родстер с жёсткой каркасной дугой и укреплённым лобовым стеклом. Повышенные характеристики безопасности обеспечили популярность автомобиля, и таргой стали называть все похожие модификации кузова.
Примеры:
- Porsche 911 Carrera Targa;
- Chevrolet Corvette C6;
- Toyota MR II.
Ландо
Ландо — этот эксклюзивный тип кузова, популярный в середине XX века, сейчас почти не используется в серийном производстве. Его особенность в том, что крыша открывается только над задним рядом сидений, на радость статусным пассажирам. Сегодня традицию продолжает Mercedes, выпуская внедорожную модель Maybach. Брогам — похожий на ландо тип кузова, но с откидной передней частью, ушёл в историю и больше не производится.
Примеры:
- Maybach G650 Landaulet
Лимузин
Роскошные длинные автомобили впервые начала выпускать американская компания Lincoln после присоединения к империи Генри Форда. Название появилось благодаря сходству очертаний кузова с женской шляпкой, популярной во французской провинции Лимузен. Главное отличие этого типа — увеличенная длина, поэтому лимузинами могут быть седаны, хэтчбеки и даже внедорожники. Популярная разновидность лимузина — стретч, удлинённый вариант обычной модели автомобиля.
Примеры:
- Mercedes-Benz S-класс Pullman IV;
- Chrysler 300C;
- Hummer H200 Limo.