Содержание
На рынке представлено огромное множество различных шин, но ни одна из них не создана для по-настоящему универсальной эксплуатации, которая никак не зависела бы от внешних условий. Все они обладают рядом специфичных признаков, в зависимости от которых делятся на типы. В данном материале приведена подробная классификация автомобильной резины, которая даёт возможность понять основные особенности и отличия типов.
Типы шин по разновидности транспортного средства
- Легковые. В данную категорию попадают шины для седанов, хэтчбеков, купе, универсалов и схожих типов кузова. Их общей чертой является облегчённый каркас, который способствует хорошей управляемости в динамике и повышает экономичность расхода топлива. Легковые шины в абсолютном большинстве случаев имеют рисунок протектора, адаптированный к асфальтовым дорогам.
- SUV. Шины с данным обозначением устанавливают на классические и спортивные внедорожники, кроссоверы и пикапы. Часто их также используют для комплектования минивэнов и автомобилей похожих категорий. Такая резина производится с учётом высокой совокупной массы автомобиля и приподнятого центра тяжести. Соответственно, их главными преимуществами являются прочность, надёжность и износостойкость. SUV-модели могут быть адаптированы для асфальта или бездорожья, а также обладать универсальными характеристиками.
- Коммерческие. Такие шины устанавливают на фургоны и микроавтобусы малой вместимости, предназначенные для грузовых или пассажирских перевозок. В данном случае на первый план выходят устойчивость к интенсивным ежедневным нагрузкам и топливная эффективность. Модели, созданные для перевозки пассажиров, также демонстрируют образцовый акустический комфорт и способствуют мягкости хода. Зачастую коммерческие шины подходят для круглогодичной эксплуатации.
- Грузовые. Данная категория охватывает средне- и многотоннажный грузовой транспорт, а также строительную, сельскохозяйственную, индустриальную и другую специальную технику. Бывают как универсальные грузовые шины, так и созданные для какой-либо определённой оси: рулевой, ведущей или прицепной. Общей чертой резины этого типа является впечатляющая грузоподъёмность — в среднем одно колесо способно выдерживать порядка 3–4 тонн, а несущая способность шин для тягачей зачастую превышает показатель в 5 тонн. Абсолютное большинство грузовых шин — всесезонные.
Типы шин по сезонности
- Зимние. Модели, адаптированные для холодного сезона, выпускают из высокоэластичной резиновой смеси, которая не «дубеет» на морозе и позволяет шинам уверенно держать дорогу. Высокая глубина протекторных шашек способствует уверенной проходимости на занесённых снегом участках, а их рельефность и достаточно плотная ламелизация улучшают тяговые свойства и предсказуемость управления на скользком покрытии. Опционально зимняя резина может оснащаться шипами.
- Летние. В тёплое время года используются шины, которые производят из достаточно жёсткой резиновой смеси. Это делается для того, чтобы компаунд не затвердевал в жаркую погоду и сохранял свои эксплуатационные свойства. Зачастую дизайн протектора представлен продольными рёбрами и разделяющими их канавками. Относительно небольшая глубина элементов обеспечивает хороший баланс управляемости, сопротивляемости аквапланированию и комфорта движения. Как правило, ламели представлены в малом количестве или же вовсе отсутствуют.
- Всесезонные. Шины данного типа имеют разный функционал, в зависимости от целевого транспортного средства. Всесезонные шины для легковых и SUV-автомобилей рекомендуется использовать исключительно в мягких зимних условиях, когда дожди сменяются снегопадами. Такие модели имеют промежуточные показатели глубины протектора и сбалансированный состав компаунда. Коммерческие и грузовые модификации чаще всего подходят для полноценной всесезонной эксплуатации, без поправок на особенности погоды.
Типы зимних шин
- Шипованные. Металлические элементы, распределённые по беговой части, способствуют повышенной устойчивости на льду и неочищенных от снега дорогах. Важно отметить, что шипованные модели нуждаются в длительной обкатке, в рамках которой предписано избегать резких манёвров в течение первой 1000 километров пробега. В прошлые годы водители были обязаны вешать знак с буквой «Ш» на заднее стекло, чтобы предупредить других участников движения о необходимости держать увеличенную дистанцию из-за сокращённого тормозного пути.
- Фрикционные. Нешипованные шины, которые в народе часто называют «липучками», обычно используют для передвижения по городу. Они демонстрируют хороший функционал на расчищенных или умеренно заснеженных дорогах, но в большинстве случаях проигрывают «шиповкам» по качеству сцепления со льдом. К достоинствам фрикционных моделей относятся повышенный уровень комфорта и продвинутые дренажные свойства. Обкатка новой нешипованной резины в среднем занимает 600 километров пробега.
Типы фрикционных шин
- Скандинавские. Шины с «нордическим» рисунком протектора отлично проявляют себя в суровых климатических условиях. Их главным отличительным признаком является рисунок протектора, состоящий из небольших заострённых блоков, которые обычно имеют ромбовидную или трапециевидную форму. Плотная нарезка ламелей в некоторой степени компенсирует отсутствие шипов, благодаря чему шины эффективнее цепляются за наледь. Повышенное содержание силики в составе компаунда способствует образцовой эффективности при аномальных морозах.
- Европейские. Данный тип зимнего протектора является противоположностью скандинавскому и используется в регионах с относительно мягким климатом. Его можно отличить по крупным протекторным шашкам вытянутой формы. Дренажная система чаще всего представлена диагональными V-образными канавками, что ускоряет отвод жидкости и талого снега от пятна контакта. Несмотря на более жёсткий состав резиновой смеси, шины с европейским типом рисункам протектора не рекомендуется эксплуатировать при среднесуточной температуре свыше +7 °C.
Типы летних шин
- Городские. К данному типу относится повседневная резина, которая чаще всего используется с компактными или среднеразмерными автомобилями. Её отличает хорошая манёвренность и устойчивость к износу под воздействием разнонаправленных сил ускорения. В ряде случаев городские шины имеют широкие бортовые кольца, предотвращающие повреждение дисков при контакте с бордюром. Следует отметить ещё одно достоинство этой категории — относительно бюджетная стоимость.
- Туринговые. Понятие «туринг» перешло в автомобильный сегмент из велосипедного — оно означает частые поездки на дальние расстояния. Туринговые шины одинаково хорошо проявляют себя на скоростных трассах, городских улицах и просёлочных дорогах. К их главным отличительным характеристикам относятся комфорт движения, экономичный расход топлива, длительный ресурс пробега и невосприимчивость к погодным условиям.
- Внедорожные. Шины повышенной проходимости адаптированы к конструктивным особенностям полноприводных рамных внедорожников. Обычно они имеют рисунок протектора Mud Terrain— массивные отдельно стоящие блоки обеспечивают превосходное сцепление с мягкой неустойчивой поверхностью. Для предотвращения пробуксовки колёс края плечевых шашек оснащаются рельефными элементами — грунтозацепами. Недостатками внедорожной резины являются слабая динамика и управляемость на асфальте.
- Шоссейные. Резина Highway Terrain также устанавливается на автомобили с внедорожным типом кузова, однако её основной стихией являются асфальтовые дороги. Обычно такие шины имеют комбинированный рисунок протектора с продольными и диагональными канавками, а также несколькими зауженными окружными рёбрами. Данное решение способствует эффективному набору скорости, курсовой устойчивости и стабильности сцепления в дождливую погоду.
- Вездеходные. Универсальный тип шин для внедорожников и кроссоверов оптимизирован для движения по асфальту и бездорожью в соотношении 50/50. Варианты дизайна протектора All Terrain или Rugged Terrain совмещают в себе конструктивные особенности, а соответственно и преимущества 2 вышеописанных типов. Универсальные шины всегда оснащаются жёстким каркасом, обеспечивающим сбалансированную управляемость и повышенную защиту от повреждений.
- Дождевые. Данный тип относится к числу наиболее редких и обычно используется в автоспортивном сегменте. Однако ряд производителей выпускают дождевые модели и для обычных легковых автомобилей. Вне зависимости от ценового сегмента, такая резина всегда имеет самый высокий коэффициент сцепления с мокрым асфальтом. Глубокие V-образные канавки моментально рассеивают жидкость в контактной зоне, сокращая вероятность аквапланирования практически до нуля. Акцентированно низкий профиль способствует поперечной устойчивости, что выражается в защите от заносов при маневрировании и резком торможении. Недостаток дождевых шин — малая функциональность на сухом асфальте.
Типы шин по рисунку протектора
- Симметричный ненаправленный. Шины данного типа в большинстве случаев относятся к бюджетному классу, так как полная симметричность элементов способствует сокращению затрат на производство. Такой дизайн зачастую используется на городских шинах и подходит водителям, которые предпочитают спокойный размеренный стиль движения и ценят экономичность эксплуатации. Однако по мере возрастания скорости функциональность симметричных ненаправленных шин снижается.
- Симметричный направленный. Расходящиеся в разные стороны канавки обеспечивают продвинутые дренажные свойства, а формируемые ими шашки способствуют курсовой и поперечной устойчивости. Недостатком данного типа является повышенная шумность, в том числе на ровных асфальтированных дорогах.
- Асимметричный ненаправленный. Такой рисунок часто встречается среди моделей премиум-класса, которые относятся к высокопроизводительному сегменту. Они обладают великолепными динамическими свойствами и эффективно сопротивляются гидропланированию во время движения по прямой и маневрирования. Среди недостатков асимметричного ненаправленного типа можно отметить небольшую проходимость и высокий уровень цен.
- Асимметричный направленный. Резину этого типа почти невозможно встретить в розничной продаже — чаще всего она изготавливается на заказ для автоспортивных соревнований. Такие шины хорошо подходят для высокоскоростного движения в экстремальных погодных условиях.
Типы шин по способу намотки корда
- Радиальные. Нити корда располагаются под прямым углом относительно оси направленного движения колёс и не пересекаются друг с другом. Для их изготовления используются металлические или синтетические армирующие материалы. Сегодня большинство шин имеют радиальную конструкцию, так как она хорошо защищена от деформирующих воздействий, обеспечивает качественное сцепление и высокую грузоподъёмность.
- Диагональные. В данном случае нити корда располагаются под острым углом в пределах 20–40°. Чтобы конструкция была достаточно прочной, она должна включать чётное количество слоёв, накладывающихся друг на друга. Почти по всем эксплуатационным показателям диагональные шины уступают радиальным, поэтому их достаточно сложно найти в продаже. В редких случаях они используются во внедорожном или грузовом сегменте за счёт высокой прочности боковин, устойчивых к механическим воздействиям.
Особые типы шин
- HP/UHP (High / Ultra High Performance). Высокопроизводительные модели из различных ценовых категорий способны развивать максимальную скорость до 270–300 км/ч без ущерба сцепным качествам и точности управления. Как правило, они имеют низкий профиль и асимметричный дизайн протектора, а также каркас, устойчивый к экстремальным перегрузкам.
- EV — Electric Vehicle. С каждым годом всё большее число производителей пополняют модельный ряд шинами для автомобилей с электрическими или гибридными двигателями. Повышенный крутящий момент, значительная масса и ограниченная ёмкость аккумуляторных батарей требуют улучшенных показателей износостойкости, прочности и лёгкости качения. Кроме того EV-шины должны демонстрировать хороший уровень акустического комфорта.
- Run Flat. Многие автоконцерны не оснащают багажный отсек своих моделей выделенным местом для запасного колеса. Поэтому с такими автомобилями необходимо эксплуатировать устойчивые к проколам шины Run Flat. За счёт специальной конструкции каркаса и боковых стенок в случае потери внутреннего давления они способны продолжать движение на умеренной скорости в течение 80–100 км. Как правило, этого расстояния бывает достаточно, чтобы доехать до шиномонтажной мастерской и исправить дефект.