Содержание
Кажется, будто на тему «шипов» и «липучек» споры у автомобилистов не закончатся никогда. Одни будут утверждать, что по-настоящему зимняя трасса не простит водителю такой оплошности, как выбор фрикционных шин. Другие же выберут именно ее, считая, что шипованные шины – это избыточная мера и «прошлый век».
А еще есть и те сторонники «липучки», которые давно смотрят на ряд стран ЕС (в том числе и Германию), где шипы запрещены в принципе. Они считают, что повсеместное использование шипованных шин вредно для здоровья из-за протирания асфальта до мелкодисперсной пыли, оседающей в легких.
Однако мы живем в России и, на наш взгляд, шипы еще не изжили себя.
Обозначим 5 аргументов в их пользу:
Дорога на подъем
Когда два вида зимних шин сравнивают при движении на ровной заснеженной поверхности – это одна история. Здесь оба варианта могут демонстрировать одинаково хорошие результаты и не показывать внешних отличий в сцеплении. Однако все меняется, когда прямая дорога перетекает в горку. И чем эта горка круче, тем разница становится более заметной.
Объективно фрикционные шины не настолько эффективно справляются с подъемами (особенно в условиях гололеда), как шипованные шины. В некоторых регионах, где преобладает равнинная местность (к примеру, Санкт-Петербург), эта разница может быть незаметной. Но стоит только появиться более крутым подъемам, как все становится на свои места. Просим не забывать, что гололед – это стихия шипов.
Сквозняки
Еще один интересный вопрос: «Почему в первые морозы так много аварий»? Все очень просто, ведь отрицательная температура нередко сопровождается осадками и ветром. В сочетании друг с другом они образуют ледяной налет на дорожном покрытии. И вот здесь срабатывают сразу несколько факторов: 1) водители отвыкли от «зимней» манеры вождения и 2) они не успели заменить шины.
Если представить себе ситуацию, что водитель заблаговременно установил на свой автомобиль шипованные шины, то это может компенсировать первый фактор и тогда дорога будет спокойнее и безопаснее. Опять-таки напомним, что гололед – это стихия… Ну, вы знаете.
Психология
Не стоит упускать из виду и тот факт, что устойчивость автомобиля на зимней дороге – это не только ABS, ASR, EBD и прочие системы безопасности, но и манера вождения самого водителя. Здесь значимо, насколько он сам уверен в своей машине, насколько знаком с особенностями зимнего вождения.
Эта психологическая составляющая здесь первостепенна. Для некоторых водителей очень важно понимать, что есть нечто в колесах, что буквально «вгрызается» в лед, а не «прилипает» к нему. Согласитесь, первый вариант звучит более убедительно, верно? Можно прочитать десятки обзоров на различные модели «липучки», но не в одной из них нет свойства «вгрызаться» в лед.
Интересно, когда ты поднимаешься по отвесному ледняку, что лучше: ледоруб или вантуз?..
Для начинающих водителей
И тут надо понимать, что шипованные шины – это подходящий вариант, как минимум. Пусть они более шумные, пусть они требуют дополнительных затрат в виде регулярной ошиповки, пусть они не такие «модные», как «липучка». Но никто не сможет поспорить с тем, что они действительно надежные.
Если мы говорим о неопытном, начинающем водителе, то именно фактор надежности должен играть решающую роль при выборе шин. В особенности это приобретает значение, когда, к примеру, родители дарят машину своему совершеннолетнему сыну или дочери сразу по окончанию автошколы.
Динамика разгона и тормозной путь
По этим двум показателям шипованные шины практически всегда опережают «липучку». И опять здесь все дело в сцеплении. Фрикционные шины действительно неплохо справляются с обильными снежными массами, в то время как шипы имеют целый ряд преимуществ на льду. Надо понимать, что во многий регионах России не всегда мороз держится весь сезон. Очень часто случается так, что подтаявший снег на дороге днем к вечеру и ночи превращается в лед, который потом вновь засыпает снегом.
Кажется, будто это стихия «липучки», но как бы не так. Здесь нужно что-то, что будет «вгрызаться» в асфальт, чтобы добиться максимального сцепления с дорогой. Как вы думаете, что это может быть?..
Очевидно, что шипованные шины не стоит списывать со счетов. Сейчас самое время подобрать для себя новые шины. Не проходите мимо «шиповок» – среди них есть много хороших вариантов.
Проблема липучек не в ледяном покрытии дороги. При температуре ниже -20 на льду липучки лучше шиповок! А вот при температуре 0 -5 у липучек тормозной путь на льду в 2 раза выше, чем у шиповок. Приводите правильные аргументы.