Содержание
- 1Знаки особых предписаний список:
- 5.1./5.2. Начало/конец автомагистрали.
- 5.3./5.4. Начало/конец дороги для автомобилей.
- 5.5./5.6. Начало/конец одностороннего движения.
- 5.7.1./2. Выезд на дорогу с односторонним движением.
- 5.8./5.9. Начало/конец реверсивного движения.
- 5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.
- 5.11./5.12. Начало/конец дороги с выделенной полосой.
- 5.13. Выезд на дорогу с выделенной полосой.
- 5.14./14.1. Начало/конец полосы для общественного транспорта.
- 5.14.2./3. Начало/конец полосы для велосипедистов.
- 5.14Д. Полоса для трамваев.
- 5.15.1./2./7. Направления по полосам.
- 5.15.3./4. Начало полосы.
- 5.15.5./6. Конец полосы.
- 5.15.8. Количество полос.
- 5.16. Остановка автобуса и троллейбуса.
- 5.17. Остановка трамвая.
- 5.18. Стоянка легковых такси.
- 5.19. Пешеходный переход.
- 5.20. Искусственная неровность.
- 5.21./5.22. Начало/конец жилой зоны.
- 5.23./5.24. Начало/конец населённого пункта.
- 5.25./5.26. Начало/конец населённого пункта.
- 5.27./5.28. Начало/конец зоны с ограничением стоянки.
- 5.29./5.30. Начало/конец зоны регулируемой стоянки.
- 5.31./5.32. Начало/конец зоны с ограничением скорости.
- 5.33./5.34. Начало/конец пешеходной зоны.
- 5.33.1./34.1. Начало/конец велосипедной зоны.
- 5.35./5.37. Начало/конец зоны с ограничением экологического класса для механических ТС.
- 5.36./5.38. Начало/конец зоны с ограничением экологического класса для грузовых ТС.
- 5.37Д./5.38Д. Начало/конец зоны совместного движения пешеходов и велосипедистов.
Знаки особых предписаний требуют особенного внимания водителей, так как они свидетельствуют о начале и окончании специальных режимов движения на определённом участке дороге. Во многих случаях всего один знак может одновременно вводить ограничения скорости, парковки, маневрирования и въезда транспортных средств. Чтобы не ошибиться с толкованием знаков, которое приведёт к неприятным последствиям в виде штрафов, предлагаем ознакомиться с комментариями по каждому из них.
Знаки особых предписаний список:
5.1./5.2. Начало/конец автомагистрали.
На магистральных трассах, обозначенных зелёными знаками, разрешён разгон до 110 км/ч — больше, чем на всех остальных стандартных типах дорог. Для обеспечения безопасности на магистралях действует ряд запретов:
- Остановка вне специально отведённых мест (штраф 1000 рублей);
- Выезд ТС, не способных разогнаться быстрее 40 км/ч (штраф 1000 рублей);
- Движение грузовиков левее второй полосы (штраф 1000 рублей);
- Разворот, выезд на разделительную полосу и движение задним ходом (штраф 2500 рублей).
5.3./5.4. Начало/конец дороги для автомобилей.
Такие участки также являются высокоскоростными, но из-за своих конструктивных особенностей не могут получить статус автомагистрали. На них устанавливается специальный скоростной режим, который в разных случаях составляет от 60 до 110 км/ч. Ограничения и штрафы, действующие на автомагистралях, актуальны и для дорог для автомобилей.
5.5./5.6. Начало/конец одностороннего движения.
Исключительно попутное направление может быть реализовано на всей дороге или отдельной проезжей части. В первом случае парковка по умолчанию разрешена с обеих сторон, во втором — чаще всего только с правой. При одностороннем движении разрешается движение задним ходом. Поездка в обратном направлении грозит штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 4–6 месяцев.
5.7.1./2. Выезд на дорогу с односторонним движением.
Подобный знак символизирует о пересечении с односторонней дорогой, но не обязывает продолжать движение по ней, в отличие от знаков «Движение направо/налево». Схема движения на таких участках аналогична перекрёсткам, кроме ограничений по дальнейшему направлению.
5.8./5.9. Начало/конец реверсивного движения.
Данный режим предполагает выделение одной или нескольких дополнительных полос, которые попеременно едут сначала в одном, а затем в противоположном направлении. Для регулировки применяются специальные электронные знаки:
- Красный — выезд запрещён;
- Жёлтый — необходимо немедленно покинуть полосу;
- Зелёный — движение разрешено.
Если световые сигналы отключены, проезд по реверсивным полосам запрещён в любом направлении. При первом нарушении с водителей взимают штраф 5000 рублей, а при повторном — лишают прав на год.
5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.
Такие знаки устанавливают на перекрёстках. При повороте налево или направо водитель не должен занимать реверсивную полосу, сделать это можно только завершения манёвра и при работающем зелёном сигнале. При движении прямо нужно проявлять особую бдительность, так как автомобили на реверсивной полосе могут двигаться с обеих сторон.
5.11./5.12. Начало/конец дороги с выделенной полосой.
Данные знаки символизируют, что на данном участке отведена специальная полоса для общественного транспорта или велосипедов, которые двигаются в противоположном основному потоку направлении. Парковка и движение по автобусным полосам, независимо от направления, караются так же, как и выезд на встречку. В случае с велосипедными полосами штраф составит 2000 рублей. Пересечь их можно только в специальных местах, обозначенных прерывистой разметкой.
5.13. Выезд на дорогу с выделенной полосой.
Подобный знак на перекрёстке указывает на запрет поворота в попутном с автобусами или велосипедами направлении. Возможность движения по прямой регулируется дополнительными знаками или разметкой.
5.14./14.1. Начало/конец полосы для общественного транспорта.
Такой знак можно увидеть, когда маршрутные транспортные средства двигаются с вами в одном направлении. Его размещают сбоку от дороги, а если выделенная полоса не крайняя правая — непосредственно над ней. В отличие от ситуации со знаком 5.11., за выезд или парковку прав не лишают, ограничиваясь штрафом 1500/3000 рублей.
5.14.2./3. Начало/конец полосы для велосипедистов.
Специальные зоны для велосипедов и мопедов выделяют в правой части дороги, дублируя специальной разметкой. Они отличаются от велодорожек, так как находятся на проезжей части, в непосредственной близости к автомобилям. За выезд и остановку на полосе предусмотрен штраф 2000 рублей.
5.14Д. Полоса для трамваев.
На первый взгляд может показаться, что целесообразность данного знака сомнительна, ведь полосу для трамваев можно легко распознать по рельсам и выделенной конструкции. Однако в условиях ограниченной видимости он заранее предупреждает водителей о недопустимости выезда на участок. Штраф за нарушение составит 3000 рублей в Москве и Петербурге или 500 рублей в других городах.
5.15.1./2./7. Направления по полосам.
В случае невидимости или отсутствия разметки такие знаки показывают возможные варианты продолжения движения. Они могут быть комбинированными (устанавливают сбоку от проезжей части) или обособленными (размещают над каждой полосой). Несоблюдение их требований, за исключением выездов на встречку, грозит предупреждением или штрафом 500 рублей.
5.15.3./4. Начало полосы.
Данные знаки свидетельствуют о скором расширении проезжей части или начале полосы торможения. В некоторых случаях они могут сопровождаться дополнительными уточнениями, например ограничением скорости или запретом движения грузовых автомобилей. Часто их устанавливают перед подъёмом, где расширение помогает разгрузить поток на однополосной дороге.
5.15.5./6. Конец полосы.
В противоположность предыдущим, данные знаки указывают на сужение проезжей части, конец полосы разгона или подъёма. Предполагают необходимость перестроиться по направлению стрелки, уступив дорогу попутным транспортным средствам.
5.15.8. Количество полос.
В России этот тип используется редко, так как число можно определить с помощью знаков направлений, а скоростной режим обычно устанавливается для всей дороги, а не отдельной полосы. Однако такие знаки есть, и их требования необходимо выполнять по аналогии с запрещающими. За нарушение предусмотрен штраф 500–5000 рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до 1 года.
5.16. Остановка автобуса и троллейбуса.
Помимо обычного информирования пешеходов, данный знак накладывает ряд ограничений на действия водителей. В первую очередь, необходимо пропустить автобус с включённым левым поворотником. В зоне его действия запрещены:
- Парковка, в том числе на отдалении 15 метров (штраф 1000–3000 рублей);
- Разворот (штраф 500 рублей);
- Движение задним ходом (штраф 500 рублей).
Единственное исключение — посадка и высадка пассажиров. При этом остановка не должна располагаться на выделенной полосе, а водитель — создавать помехи маршрутным транспортным средствам.
5.17. Остановка трамвая.
У трамвайной остановки есть одно важно отличие — она может располагаться по центру дороги и сопровождаться жёлтой зигзагообразной разметкой. Увидев приближающийся трамвай, водитель обязан пропустить всех пассажиров, и только после этого он может продолжить движение. Остальные ограничения полностью соответствуют знаку 5.16.
5.18. Стоянка легковых такси.
В местах стоянок для лицензированных автомобилей такси запрещена парковка всех остальных водителей, за исключением кратковременной остановки для посадки и высадки. Нарушение этого требования грозит штрафом 1000 рублей. Кроме того, таксисты имеют приоритет движения при выезде из данной зоны.
5.19. Пешеходный переход.
Данные знаки устанавливают с обеих частей дороги, чтобы водитель мог определить зону перехода даже при отсутствии разметки «зебры». На регулируемых перекрёстках могут использоваться знаки диагональных переходов, свидетельствующие о возможных маршрутах пешеходов. Пропустить людей необходимо даже в том случае, если в процессе сменился сигнал светофора. Штрафы:
- Непропуск — от 1500 до 2500 рублей;
- Движение задним ходом — 500 рублей;
- Разворот — 500 рублей.
В случае ДТП с участием пешехода наказание будет строже — от 2,5 тысяч рублей до уголовной ответственности, в зависимости от тяжести травм и их последствий.
5.20. Искусственная неровность.
Таким знаком маркируют «лежачие полицейские», призванные снизить скорость на оживлённых участках или перед пешеходными переходами. Чаще всего сопровождаются последовательным ограничением до 40 и 20 км/ч. В некоторых случаях за 50–300 метров до неровности устанавливается дополнительный предупреждающий знак.
5.21./5.22. Начало/конец жилой зоны.
Подобные знаки обычно встречаются на дворовых территориях. Они означают возможность совместного использования участка автомобилями, пешеходами и велосипедистами. Водители обязаны соблюдать скоростной режим до 20 км/ч и уступать дорогу пешеходам вплоть до отменяющего знака. В жилых зонах запрещены сквозной проезд и длительная стоянка с включённым двигателем, однако на практике выполнение этих условий никем не контролируется.
5.23./5.24. Начало/конец населённого пункта.
Данная группа знаков, за исключением схематичного изображения города, частично относится к информационным, а именно «Наименованиям объектов». Их цель — проинформировать о начале стандартного скоростного режима с ограничением до 60 км/ч или ниже, при наличии запрещающих знаков.
5.25./5.26. Начало/конец населённого пункта.
Единственное отличие данной группы знаков — синий фон, который свидетельствует о загородном режиме скорости, до 90 км/ч.
5.27./5.28. Начало/конец зоны с ограничением стоянки.
Данный знак отличается от запрещающего «Стоянка запрещена» по ряду критериев:
- Распространяется на обе стороны дороги;
- Не отменяется после ближайшего перекрёстка;
- Может содержать дополнительную информацию о возможности парковки.
Нарушение грозит штрафом 3000 рублей в федеральных центрах или 500 рублей во всех остальных регионах.
5.29./5.30. Начало/конец зоны регулируемой стоянки.
Принцип действия данного знака аналогичен предыдущему за тем исключением, что он не ограничивает, а разрешает парковку на обеих сторонах проезжей части вплоть до отмены. Может сопровождаться табличками, указывающими способ размещения автомобиля. Если стоянка создаёт помехи движению, она также карается штрафом 500/3000 рублей.
5.31./5.32. Начало/конец зоны с ограничением скорости.
Данные знаки отличаются от запрещающих тем, что всегда действуют в обоих направлениях и не отменяются после перекрёстка или пересечения границы населённого пункта.
5.33./5.34. Начало/конец пешеходной зоны.
Данные знаки используют, когда на обычных городских улицах запрещено движение механических ТС, за исключением автомобилей спецслужб и проживающих в данном месте водителей (при отсутствии альтернативного въезда). Пересечение пешеходной зоны предполагает штраф 500 рублей, а проезд или парковка — 500/2500 рублей.
5.33.1./34.1. Начало/конец велосипедной зоны.
В отличие от пешеходной зоны, под такой знак можно проехать на автомобиле, но с выполнением 2 условий: не превышать скорость 20 км/ч и давать право преимущественного проезда велосипедистам. Пешеходам необходимо пользоваться тротуарами и переходить проезжую часть в соответствии со стандартными положениями ПДД.
5.35./5.37. Начало/конец зоны с ограничением экологического класса для механических ТС.
В рамках борьбы с загрязнением окружающей среды в ПДД были введены данная и следующая за ней группа знаков. Автомобили, соответствующие более низкому экологическому классу или выпущенные до 2008 года, не имеют права въезда на подобные участки. Проезд разрешён только водителям автомобилей спецслужб. Нарушение грозит штрафом 500 рублей.
5.36./5.38. Начало/конец зоны с ограничением экологического класса для грузовых ТС.
Действие этих знаков аналогично предыдущим, но распространяются требования только на грузовые авто с максимальной массой более 3,5 тонн.
5.37Д./5.38Д. Начало/конец зоны совместного движения пешеходов и велосипедистов.
Предназначение данного знака в том, чтобы предупредить участников движения о необходимости сохранять бдительность. Участки иногда сопровождаются дополнительной разметкой с пояснениями. Для автомобилистов действуют те же запреты и штрафы, что и на пешеходных зонах (знак 5.33.).