Содержание
Ford Mustang Shelby — высокопроизводительная модификация легендарного Мустанга, относящаяся к серии GT. Первый заднеприводный маслкар был представлен в 1965 году, после чего Ford совместно с Shelby American в течение 5 лет выпускали различные версии гоночной модели. Shelby предлагали клиентам множество вариантов оформления и дополнительных опций, что придавало уникальность каждому автомобилю модели. В 2006 году в рамках нью-йоркского автосалона Ford объявил о возвращении названия Shelby для спортивной версии пятого поколения Mustang.
История Ford Mustang Shelby
Своё название автомобиль получил в честь небольшой американской компании American Shelby, которая занималась производством спорткаров на базе других моделей. Её основатель, Кэрролл Шелби, был успешным гонщиком 50-х. После побед в 24-часовой гонке Ле-Мана и чемпионате USAC по шоссейным гонкам он завершил автоспортивную карьеру и начал делать первые шаги в конструкторском бизнесе.
После нескольких неудачных попыток ему удалось заключить соглашение с британской AC Cars. Вскоре был представлен автомобиль AC Cobra (Shelby Cobra), который получил общемировую известность благодаря успешным выступлениям в ряде соревнований:
- Гонка на выносливость в Лос-Анджелесе;
- 24 часа Ле-Мана;
- Чемпионат мира по спортивным гонкам FIA;
- Багамская неделя скорости.
В начале 60-х Шелби всё чаще контактировал с концерном Ford, который отвечал за поставку двигателей для спортивного купе Cobra и его специальной версии Daytona. В 1965 году Кэрролл лично посетил офис в Дирборне, где договорился о модернизации недавно вышедшего маслкара Mustang.
Первое поколение Ford Mustang Shelby
Самой первой версией Ford Mustang Shelby, которую многие фанаты считают «единственной настоящей», стала GT350. Двухдверный автомобиль выпускали в кузове фастбэк, кабриолет и купе-хардтоп. Главной задачей спортивной модели было составить конкуренцию Chevrolet Corvette, занимавшей доминирующее положение в гонках SCAA. Для этого Мустанг Шелби в лучшем исполнении получил особое техническое оснащение:
Двигатель V8 Windsor объёмом 4,7 литра и мощностью 310 л.с., который достигал крутящего момента 446 Н/м при 4200 оборотах в минуту.
- Большой четырёхцилиндровый карбюратор от Holley Performance.
- Задние барабанные тормоза от полноразмерного седана Ford Galaxie.
- Передние дисковые тормоза от крупного производителя запчастей Kelsey Hayes.
- Легкосплавные диски диаметром 15 дюймов.
Конструкторам Ford и Shelby удалось превзойти Corvette по скорости и управляемости, благодаря чему обновлённый Mustang в течение 3 лет становился обладателем гран-при чемпионатов SCAA.
Первые модификации GT350 окрашивали в белый цвет с двумя широкими «лемановскими» полосками, проходящими по центру капота, крыши и задней части авто. Помимо стандартного воздухозаборника на капоте, автомобиль оснащали 4 дополнительными на задних крыльях и крыше.
Салон базовой версии Mustang Shelby GT350 не отличался разнообразием комфортного оборудования в целях снижения массы. Его оснащали жёсткими спортивными креслами, тяжёлым трёхспицевым рулевым колесом и четырёхступенчатой механической коробкой передач. Покупатели дорожных версий за дополнительную плату могли получить:
- Мягкую обивку салона;
- Задний диван;
- Автоматическую трансмиссию;
- Эксклюзивное дизайнерское оформление.
Shelby GT350 Hertz
В 1966 году главным акционером Shelby стало крупнейшее прокатное агентство США Hertz. Они заключили контракт на поставку 1000 специальных модификаций GT350. Автомобиль потерял название Ford Mustang, но не лишился поддержки концерна, который поставлял комплектующие для новой модели. Shelby Hertz имели стильный дизайн с чёрным кузовом и золотыми полосками. После окончания прокатного срока автомобили отправлялись в Ford на доработку и поступали в продажу. Из-за значительной потери в производительности и ряда технических недочётов Hertz не стали популярными на рынке и были сняты с производства уже в течение первого года выпуска.
Shelby GT500
В 1967 году состоялась презентация скоростного фастбэка GT500 на базе Mustang. Главной особенностью новой модификации стал двигатель Ford Cobra V8 объёмом 7 литров. Силовой агрегат был усилен 2 четырёхкамерными карбюраторами Holley Performance, что повышало его мощность до 400 л.с. (официально — 355 л.с.). Сборка новых авто была полностью перенесена на завод Ford, а для устранения кузовных недочётов были привлечены специалисты из корпорации A.O. Smith.
Среди основных особенностей Shelby Mustang GT500:
- Увеличение объёма моторного отсека;
- Использование рассекателей воздуха для улучшения аэродинамики;
- Расположение кормы и заднего стекла в единой плоскости.
Shelby Cobra
С 1968 года модельный ряд Mustang Shelby пополнился двухдверными кабриолетами. Новые версии получили название Cobra, что являлось отсылкой к первому совместному творению Шелби с AC Cars. Значимой особенностью новых авто с откидным верхом стала жёсткая дуга, которая защищала от переворачивания при скоростном маневрировании.
Изменился и внешний вид автомобиля — на решётке радиатора производители расположили фары дальнего света, что было весьма нетипичным решением для той эпохи. Тогда же был заключён контракт на поставку радиальных шин Goodyear со стильным белым логотипом на боковинах.
Одним из лучших автомобилей серии стал рестайлинговый кабриолет GT500KR (King of the Road). «Короля дороги» оснащали форсированным V8 с названием Cobra Jet. Согласно информации производителя новый мотор развивал мощность 335 л.с., однако независимые испытания показали, что реальное значение достигало 435 л.с. Автомобиль развивал максимальные 214 км/ч, а на разгон до сотни уходило всего 5,8 секунды. Несколько расширился и список комфортных опций, новые GT стоимостью $160 000 стали оснащать:
- FM/AM радио и мощной аудиосистемой;
- Деревянной отделкой центральной панели и подлокотником с логотипом Cobra;
- Датчиком уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости.
Завершение производства
В 1969 году интерес Ford и Shelby к совместному развитию серии GT начал ослабевать. Новые модели Мустанг Шелби потеряли фирменное оформление «Кобра». Спрос на автомобили неуклонно падал, и вскоре соглашение между компаниями было расторгнуто. В 1970 году Ford провели последний фейслифтинг, добавив аэродинамический передний спойлер и новый вариант оформления кузова. Спустя год было выпущено 14 кастомных фастбэков и кабриолетов под маркой Shelby Europa, после чего производство модели было остановлено.
Второе поколение Ford Mustang Shelby
В 2006 году в честь 40-летия легендарной модели Ford представили спортивное купе Mustang Shelby GT-H. По аналогии с версией Hertz автомобиль был окрашен в чёрный цвет с жёлтыми полосками. Вся партия из 500 новых машин была передана прокатной фирме, которая внесла свой весомый вклад в историю Mustang Shelby.
Авто оснащали:
- 24-клапанным двигателем V8 объёмом 4,6 литра и мощностью 300 л.с.;
- 5-ступенчатой АКПП Ford C3, которая использовалась для серии GT;
- Двухсоставной выхлопной системой X-Pipe;
- Фирменным глушителем их серии Ford Racing GTA.
Позже модельный ряд Shelby Mustang пополнил кабриолет с опциональной механической коробкой передач. Автомобили для розничной продажи, как и в далёкие 60-е, собирали на заводе Shelby в Лас-Вегасе.
В 2011 году Ford представил ещё одну модификацию Mustang Shelby, приуроченную к 45-летней годовщине оригинальной модели. В создании юбилейного суперкара поучаствовали такие известные тюнинг-ателье, как Baer, Cragar и Borla. Усовершенствованные 5-литровые V8 в сочетании с новой 6-ступенчатой трансмиссией Ford MT82 обеспечивали разгон 0–100 км/ч за 3,7 секунды.
В 2015 году состоялся последний по состоянию на 2023 год рейстайлинг Mustang Shelby. Автомобиль получил более агрессивный обтекаемый кузов из сверхлёгкого углеродного волокна. В заводской комплектации автомобиль оснащали специально разработанными скоростными шинами Michelin и тормозными механизмами Wilwood.
Эмблема Ford Mustang Shelby
Для Ford Mustang Shelby была разработана специальная эмблема с силуэтом кобры. Этот логотип является отсылкой к гоночному AC Cobra, благодаря которому конструкторское бюро Кэрролла Шелби стало известно на весь мир.
Итоги
Ford Mustang Shelby является одним из самых удачных примеров сотрудничества транснационального автогиганта и небольшой мастерской. С 1965 по 1970 год производители регулярно выпускали всё более производительные модификации для гонок и повседневного использования. В начале XXI века Ford отдал дань уважения легендарной модели, выпустив современные спорткары с элементами ретро-стилистики. Вполне вероятно, что история Ford Mustang Shelby продолжится в будущем.