Какие-то шины лучше по одним параметрам, какие-то по другим. Автомобилисты слушают советы друзей, читают тесты и покупают для своей машины резину той или иной марки. В серьезном автоспорте такой возможности нет – в рамках каждой серии регламентировано применение шин определенной компании. Для чего это сделано? Победа куется тремя составляющими – пилот, техника, шины – и организаторы соревнований исключают резину, дабы оставить в бою только гонщика и команду. Согласитесь, логика в этом есть. В американской серии Indycar пошли еще дальше – все команды используют шасси Dallara DW12 и шины Firestone.
Болиды Formula-1 в разные годы жгли резину различных производителей. В королевских гонках за плечами Dunlop 83 победы, начиная с далекого 1958 года. Резина Firestone с 1950 по 1975 год принесла 49 побед, а самыми успешными шинами в истории F1 стали американские Goodyear, на которых Джек Брэбем в 1966 году на собственном болиде Brabham впервые выиграл Чемпионат для этого бренда. Тогда разные команды еще использовали шины различных компаний, но в начале 90-х Goodyear остается единственным поставщиком резины и покидает Формулу в 1998 году, установив рекорд – 368 побед и 25 титулов Чемпиона мира.
После ухода Goodyear эстафетную палочку эксклюзивного поставщика шин F1 принимает французский Michelin, до 2006 года принеся пилотам 102 победы (Michelin участвует в гонках Формулы-1 с 1977 года). Затем в бой вступает резина японской компании Bridgestone – 175 побед с 1976 по 2010 год, не выдерживает колоссальных затрат и оставляет Формулу на попечение Pirelli. Это знаковое событие, поскольку итальянские Pirelli участвуют в королевских гонках со дня основания в 1950 году, возвращаются после 30-летнего перерыва и обеспечивают победы в юбилейном году.
Экологичную версию Формулы – электрический Чемпионат мира ABB FIA Formula E – лучше смотреть с выключенным звуком телевизора: звонкое жужжание этих швейных машинок немного раздражает. Шутка. Чемпионат состоит из гонок по улицам различных мегаполисов по всему миру и до нынешнего года все болиды Formula E были обуты в Michelin. С 2021 года эксклюзивным поставщиком электрической серии станет южнокорейская компания Hankook. Корейцы позиционируют свои шины как исключительно экономичные и энергосберегающие, видимо, поэтому они выиграли тендер.
Да, производители различных электромобилей уже используют изготовленные по заказу ev-шины Hankook для комплектации своих тачек, но компания имеет богатый опыт и в бензиновом автоспорте. Так с 2011 года Hankook является монопольным поставщиком резины для знаменитого турингового чемпионата DTM, а в этом году автомобили новой серии DTM Trophy оснащаются покрышками Hankook Ventus Race.
В Pirelli решили, что потянут два главных спортивных события FIA и выиграли тендер на поставку шин для чемпионата мира по ралли WRC 2021-24. На Сардинии уже прошли первые испытания, где пилотом тестового автомобиля Citroen C3 WRC выступил норвежец Андреас Миккельсен. Бывший пилот Citroen, Volkswagen и Hyundai возглавит дальнейшую разработку шин Pirelli Scorpion для гравия и P Zero для асфальтовых этапов.
А пока в Чемпионате лидирует Себастьян Ожье на обутой в Michelin Pilot Sport и обвешанной аэродинамическими элементами Toyota Yaris. А еще говорят женская машинка. Однако до конца WRC 2020 остается много этапов и сможет ли повторить Yaris головокружительный успех Toyota Celica, покажет время.
Несколько иные шины применяются в ралли-рейдах, где нет единого поставщика. Внедорожники и багги, в основном, выступают на шинах BFGoodrich All Terrain T/A, а команда КАМАЗ-мастер заняла первое и второе места на ралли Дакар 2020, используя покрышки Goodyear. Грузовики команды были обуты в Goodyear Offroad ORD, доступные в свободной продаже и разработанные для повседневного использования на бездорожье. От 30 тысяч рублей за штуку, кстати.
Кроме рекорда в F1 шины Goodyear 14 раз побеждали в гонке «24 часа Ле-Мана». Присутствует американская марка и в этом сезоне: болиды младшего класса LMP2, оснащенные одинаковыми 560-сильными моторами Gibson V8, стартуют на Goodyear. Старшая категория LMP1 отныне называется LMH – Le Mans Hypercar – и традиционно гоняется на шинах Michelin.
Российская серия кольцевых гонок РСКГ со дня основания в 2014 году использует продукцию японской компании Yokohama, ставшую партнером серии. Спортивные слики и дождевые шины производятся по особой рецептуре и поставляются непосредственно из Японии, а серийные Yokohama BluEarth AE50 для класса S1600 Юниор выпускаются в Липецке. За российские покрышки Yokohama 195/50 R15 гонщики платят порядка 3 тысяч рублей, а за шину 280/680 R18 для класса SMP GT4 Russia все 28 тысяч.
Российская автомобильная федерация РАФ регламентирует применение шин и в других популярных у зрителей соревнованиях. В чемпионах России по ралли-кроссу и зимним трековым гонкам все команды используют исключительно шины производства ООО Мастер-спорт. Впервые слышите о такой фирме? Эта компания в свое время была главным спонсором и дала название команде КАМАЗ-Мастер. Больше похожие на фрезы шины для ледового ипподрома 155-15 И-398 продаются за 5800 рублей, плюс затраты на шипы.
Шинные компании занимаются автоспортом не только ради рекламы. Тесное сотрудничество с гоночными командами, испытания резины в самых жестких условиях, дают бесценный опыт в проектировании шин для серийных автомобилей. Другими словами, чем больше компания представлена в автоспорте, тем выше шансы, что ее продукция наиболее эффективная, экономичная, долговечная и безопасная.
© Фарит Валиуллов для КОЛЕСО.ру